Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В,
судей - Шинжиной С.А, Ялбаковой Э.В,
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Министерства финансов Республики Алтай Тайляшева Айвара Эркешевича, представителя Администрации города Горно-Алтайска Маркиной Марины Юрьевны на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2019 года, которым
удовлетворено исковое заявление Едикеева Эркеша Васильевича к Администрации г. Горно-Алтайска об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На Администрацию г. Горно-Алтайска возложена обязанность предоставить Едикееву Эркешу Васильевичу вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории города Горно-Алтайска Республики Алтай по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права Едикеева Эркеша Васильевича на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Едикеев Э.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь, на территории города Горно-Алтайска. Исковые требования мотивированы тем, что Едикееву Э.В. с "дата" установлена первая группа инвалидности бессрочно по общему заболеванию (инвалид по зрению). Распоряжениями Администрации г. Горно-Алтайска от "дата" N-р истец признан малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, от "дата" N-р истец поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список малоимущих граждан. Едикеев Э.В. является нанимателем жилого помещения по адресу: "адрес", на основании договора найма от "дата", заключенного с ФИО1 В собственности либо ином праве жилого помещения ни Едикеев Э.В, ни член его семьи - брат ФИО2, не имеют. Согласно врачебной справке от "дата" Едикеев Э.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания " "данные изъяты"", заболеваниями N, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь. С момента постановки на жилищный учет - "дата", у него возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Определением суда от 20 июня 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Алтай.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым в апелляционных жалобах выражают несогласие представитель Министерства финансов Республики Алтай Тайляшев А.Э, представитель Администрации города Горно-Алтайска Маркина М.Ю, просят решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы представитель Министерства финансов Республики Алтай указывает, что право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возникает при наличии совокупности условий: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; проживают в квартире, занятой несколькими семьями. Законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий Перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию. Между тем, доказательств того, что в квартире совместно с Едикеевым Э.В. проживают несколько семей, материалы дела не содержат, в связи с чем отсутствуют правовые основания для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма.
Представитель Администрации города Горно-Алтайска в апелляционной жалобе указывает, что сам факт наличия у члена семьи заболевания не является самостоятельным основанием для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке. Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возникает при наличии совокупности условий: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; проживают в квартире, занятой несколькими семьями. Поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что в квартире совместно с Едикеевым Э.В. проживают несколько семей, отсутствуют правовые основания для внеочередного обеспечения истца, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, жилым помещением по договору социального найма. Кроме того, вопросы предоставления жилья по договорам социального найма гражданам (за исключением малоимущих), нуждающимся в улучшении жилищных условий, относятся к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены отдельными государственными полномочиями в отношении учета и обеспечения жильем инвалидов, поэтому на Администрацию города Горно-Алтайска не может быть возложена обязанность по внеочередному предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов РФ. Следовательно, возложение на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения указанной выше категории граждан противоречит ст. 86 БК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Министерства финансов Республики Алтай Тайляшева А.Э, поддержавшего доводы жалобы, представителя Едикеева Э.В. - Анатпаеву Н.Б, возражавшую против удовлетворения доводов жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". До 1 января 2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Так, согласно статье 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Едикеев Э.В, 1988 года рождения, проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", "данные изъяты", на условиях договора найма жилого помещения, заключенного "дата" с ФИО1, являющимся собственником данного жилого помещения. Едикеев Э.В. проживает в данной квартире совместно с братом ФИО2, 1975 года рождения.
Едикеев Э.В. является инвалидом 1 группы бессрочно по общему заболеванию (инвалид по зрению).
Согласно врачебной справке БУЗ Республики Алтай "Республиканская больница" от "дата" Едикеев Э.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания - "данные изъяты", включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н.
Едикеев Э.В. также страдает заболеваниями N, включенными в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года N 991н, что подтверждается врачебной справкой БУЗ Республики Алтай "Республиканская больница" от "дата".
Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от "дата" N-р Едикеев Э.В. в составе семьи 2 человека (он, брат ФИО2) признан малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от "дата" N-р Едикеев Э.В. в составе семьи 2 человека (он, брат ФИО2) принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "малоимущие".
Разрешая заявленные требования по существу, руководствуясь положениями ст.ст. 51, 57 ЖК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Едикеева Э.В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную площадь, обязав Администрацию г. Горно-Алтайска обеспечить предоставление истцу вне очереди жилое помещение на территории города Горно-Алтайска, поскольку истец имеет право на жилищные льготы по состоянию здоровья, в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 года N 859 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Доводы апелляционных жалоб представителя Министерства финансов Республики Алтай, представителя Администрации города Горно-Алтайска о том, что обязательным условием для возникновения права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма у лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, является проживание в квартире, занятой несколькими семьями, судебная коллегия находит несостоятельными в силу нижеследующего.
Частью 1 статьи 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 года N 859 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
С учетом тех обстоятельств, что Едикеев Э.В. на основании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от "дата" N-р принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "малоимущие", страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также страдает заболеваниями, включенными в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Едикеева Э.В. права на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Довод апелляционной жалобы о том, что на Администрацию города не может быть возложена указанная в решении обязанность, судебная коллегия признает несостоятельным в силу нижеследующего.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно положениям статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О).
В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 ЖК РФ, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Таким образом, предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции РФ, Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищном кодексе РФ, полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.
При этом, для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, правильности выводов суда первой инстанции не опровергают и не отменяют обязанностей, возлагаемых на органы местного самоуправления в сфере реализации жилищных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ.
По существу доводы апелляционных жалоб основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Министерства финансов Республики Алтай Тайляшева Айвара Эркешевича, представителя Администрации города Горно-Алтайска Маркиной Марины Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи С.А. Шинжина
Э.В. Ялбакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.