Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием защитника МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" Вейчука В.В,
представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Ульянкиной Ю.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
09 сентября 2019 года
жалобу защитника "данные изъяты" ФИО1 на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении "данные изъяты" (далее - МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" либо Предприятие),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Кизимы Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Керченского городского суда Республики Крым 24 июня 2019 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" отказано, а постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи городского суда и постановлением должностного лица органа надзора в сфере природопользования, защитник МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" Вейчук В.В. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить вышеуказанные акты, а производство по делу прекратить. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав защитника МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" Вейчука В.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Ульянкину Ю.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что согласно планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка, акватории водоема со сроками проведения планового (рейдового) осмотра с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ N, информации размещенной в сети интернет на официальном сайте "Керчьнет", во исполнение п.4 поручения Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, специалистами Управления был проведен визуальный осмотр "адрес" (далее-Полигон), эксплуатируемый МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" на основании решения 27 сессии 6 созыва Керченского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ по отводу земельного участка для обслуживания городского полигона ТБО в районе городского кладбища в "адрес".
Согласно постановлению администрации г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п с ДД.ММ.ГГГГ полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: "адрес"
В ходе осмотра территории полигона, неоднократно установлено, что на полигон, специализированными автотранспортными средствами организаций "адрес", транспортируются отходы производства и потребления, завозятся твердые коммунальные отходы (ТКО) и строительные отходы, сортировка отходов не производится.
По результатам проверки отделом надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N (л.д.75-78).
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.28.1, 28.7 КоАП РФ по данному факту вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" по признакам ст.8.2 КоАП РФ (л.д.79-81).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.26.10 КоАП РФ в адрес МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" вынесены определения об истребовании сведений N N, N, N и N с целью получения материалов (сведений) необходимых для разрешения дела (л.д.82, 82об, 86, 86об, 91, 91об, 99, 99об.)
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 24 июля 2015 года N 431 "Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории Республики Крым" утверждена Генеральная схема санитарной очистки территории Республики Крым, разработанная Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
В объяснениях МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" указывает, что согласно п.2 Устава Предприятия, координация и контроль хозяйственной деятельности Предприятия осуществляется Управлением жилищно-коммунального хозяйства Керченского городского совета муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Для получения разъяснений, МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" в адрес администрации города Керчи Республики Крым направлено ряд писем.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города Керчи Республики Крым было направлено письмо N, в котором МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" просит разъяснить способы транспортирования накопленного ТКО до объекта окончательного размещения на полигоне ТКО. В данном письме, а так же в письме от ДД.ММ.ГГГГ N, МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" указывает на то, что заключен договор между МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" и МУП КП "Комплексное благоустройство 2000", эксплуатирующим полигон ТКО в "адрес", о передаче накопленных отходов. Однако специализированная техника для погрузки и транспортирования отходов к местам захоронения не предоставлялась и собственного специализированного автотранспорта МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" не имеет.
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия о рассмотрении вопроса согласования крупных сделок МУП МОГОК РК "ЖилсервисКерчь", МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства".
В п.2 раздела "Решение комиссии" протокола заседания комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ "О согласовании крупных сделок МУП МОГОК РК "ЖилсервисКерчь", МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства", рассмотрев документы, предоставленные МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" по согласованию сделки на закупку у единственного поставщика услуг по размещению отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов на Феодосийском городском полигоне твердых бытовых отходов на сумму "данные изъяты" руб. 00 коп, комиссия приостановила согласование сделки и предложила МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" провести анализ транспортно-логистической составляющей предстоящих расходов и предоставить дополнительные сведения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Керчи на письмо МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" N от ДД.ММ.ГГГГ предоставила ответ, в котором указывалось, что в настоящее время администрацией города Керчи Республики Крым согласован выбор земельного участка в "адрес", кадастровый номер N, вид назначения - "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - Специальная деятельность", для организации накопления ТКО, образованных на территории "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" направило письмо главе администрации г. Керчи N с просьбой предоставить в адрес Предприятия разъяснение по вопросу участия администрации "адрес" в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО, накопленных на полигоне ТКО с момента его закрытия, а так же дальнейшее действия предприятия в рамках постановлений N-п и N на данное письмо не был предоставлен.
Согласно Раздела 1 Устава МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" не наделен правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником.
Соответственно у Предприятия отсутствуют полномочия без согласования с Учреждением на принятие единоличные решения о заключении крупных сделок, которой является сделка по вызову отходов с полигона на другие полигоны.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ N, полученного административным органом в ходе административного расследования из администрации г. Керчи, следует, что информацией, касающейся разрешения дальнейшего накопления отходов ТКО на закрытом, согласно Постановлению администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п, полигоне, УЖКХ администрации "адрес" не располагает. УЖКХ администрации "адрес" никаких разрешений дальнейшего накопления отходов директору МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" ФИО7 не выдавало, и что данный вопрос находится в компетенции органов исполнительной власти Республики Крым.
Земельные участки для размещения полигона ТКО на территории городского округа Керчь Республики Крым не формировались. В соответствии с указанными правилами, формирование и предоставление земельных участков для размещения твердых коммунальных отходов на территории городского округа Керчь не предусмотрено.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в нарушение вышеуказанных норм природоохранного законодательства и указаний администрации города Керчи Республики Крым, МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" по адресу: "адрес", нарушил требования законодательства в части несоблюдения требований по накоплению отходов производства и потребления, то есть допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно акта внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ N года, отходы, принятые на полигон ТКО с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на момент проверки вывезены не были. С ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым деятельность по приему и вывозу ТКО возложена на регионального оператора, которым является ГУП РК "Крымэкоресурсы".
Должностными лицами административного органа так же выявлено, что с ДД.ММ.ГГГГ продолжается завоз ТКО на закрытый полигон в "адрес".
МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" ведет учет отходов, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а так же размещенных отходов в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N.
Факт накопления и размещения отходов (а также их движение) подтверждается статистической отчетностью, составленной Предприятием по утвержденной форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, отработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства" (2-ТП (отходы) за 2017, 2018 годы.
В течение 2017, 2018, 2019 МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" заключены Договоры с субъектами на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов с 116 организациями.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды главным специалистом-экспертом отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Вереновской Т.И. в отношении МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" составлен протокол об административном правонарушении по признакам ст.8.2 КоАП РФ (л.д.117-121).
Диспозицией ст.8.2 КоАП РФ (в редакции Закона от 23.04.2018 года) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N89-ФЗ).
Согласно ст.1 Закона N89-ФЗ отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ), размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно требованиям ст.35 Закона N7-ФЗ, при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно требованиям ст.11 Закона N89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Ст.13.4 Закона N89-ФЗ определены требования к местам (площадкам) накопления отходов, а именно:
накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации;
накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Согласно ст.19 Закона N 7-ФЗ, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы, федеральные нормы и правила и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абз.3 п.1 ст.22 Закона N 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Согласно ст.24 Закона N 7-ФЗ, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Несоблюдение вышеуказанных норм законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо органа природоохранного надзора и судья городского суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности виновности МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы защитника МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" Вейчука В.В, изложенные в жалобе, нахожу несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства об охране окружающей среды. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им надлежащую оценку.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены решения судьи Керченского городского суда Республики Крым от 24 июня 2019 года, не установлено.
Таким образом, прихожу к выводу, что МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
При определении МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" административного наказания должностным лицом органа природоохранного надзора учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено наказание, предусмотренное санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены актов по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника "данные изъяты"" ФИО1 оставить без удовлетворения,
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Кизимы Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N, решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь "Керченский комбинат благоустройства", - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.