Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи:
Аврамиди Т.С,
судей:
Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре:
Бабийчук Л.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов Шульженко ФИО7 к Администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации гор. Керчи Республики Крым, третьи лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственная корпорация - Фонд содействия реформирования жилищно- коммунального хозяйства, Государственное казенное учреждение Республики Крым " Управление капитального ремонта многоквартирных домов", о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым
на решение Керченского городского суда Республики Крым от 7 мая 2019 года,
установила:
Заместитель прокурора города Керчи обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Шульженко Ю.И. и уточнив исковые требования (л.д. 82-86) просит суд признать незаконным бездействие администрации города Керчи Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, а именно с "адрес"; обязать Администрацию г. Керчи предоставить в собственность вне очереди жилое помещение Шульженко Ю.И.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства Администрацией города Керчи Республики Крым, в ходе которой установлено, что "адрес", расположенная в "адрес" в "адрес", на основании договора купли-продажи принадлежит на праве собственности Шульженко Ю.И, который проживает в данной квартире. Согласно постановлению Администрации "адрес" N-п от 20.02.2016 "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Данный жилой дом включен в Региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым". На протяжении длительного времени с 2016 года Администрацией города Керчи не приняты меры по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, выкупу жилых помещений, переселению граждан из аварийного дома и предоставлению равнозначных жилых помещений жильцам указанного дома. Бездействие Администрации города Керчи нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с чем, прокурор обратился в суд с иском в защиту прав Шульженко Ю.И.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 7 мая 2019 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрация города Керчи Республики Крым оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что суд в нарушение процедуры, установленной нормами жилищного законодательства, принял решение, не основанное на нормах материального права, и обязал администрацию предоставить в собственность вне очереди жилое помещение Шульженко Ю.И.
Выслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Шульженко Ю.И. является собственником "адрес", в "адрес" в "адрес" Республики Крым (л.д.7).
Кроме того наличие у Шульженко Ю.И. зарегистрированного права собственности на указанную квартиру подтверждается информацией, представленной ГУП РК "Крым БТИ" в г. Керчь, а также данными Выписки из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.22,39).
Судом установлено, что Шульженко Ю.И, 03.09.1969 года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24,81).
На основании акта обследования "адрес" в "адрес" межведомственной комиссией администрации "адрес", ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение о выявлении оснований для признания много-квартирного "адрес" аварийным и подлежащим сносу (л.д. 103).
Постановлением администрации "адрес" Nп от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный "адрес", расположенный по адресу "адрес" аварийным и подлежащим сносу (л.д.8).
Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что 29 марта 2018 года Советом Министров Республики Крым вынесено постановление за N 148, О региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым" (л.д.73-80).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.08.2018 N 387 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года N 148", установлен срок реализации программы на 2018-2019 годы.
Письмом Управления градостроительства, архитектуры и рекламы администрации г. Керчи в адрес начальника управления по правовым вопросам администрации гор. Керчи сообщено, что во исполнение поручения Главы Республики Крым от 03.07.2018 г. о своевременном выполнении мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым", с целью реализации программы, сформированы и поставлены на государ-ственный кадастровый учет - земельный участок по адресу "адрес" N, площадью 3 600 кв.м.; земельный участок по адресу "адрес", район "адрес", площадью 1200 кв.м.; земельный участок по "адрес", район "адрес", пл. 1200 кв.м.; утверждены градостроительные планы земельных участков по указанным адресам и выданы ГКУ РК "Управление капитального ремонта многоквартирных домов" ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60).
Вместе с тем, из письма Управления градостроительства, архитектуры и рекламы администрации г. Керчи следует, что бюджету муниципального образования городской округ Керчь РК субсидия на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда из бюджета Республики Крым не распределена, указано, что ответственным исполнителем мероприятия "Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Крым" является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым" (л.д. 61).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежит сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, состояние его конструкций угрожает жизни и здоровью граждан, в связи с чем, пришел к выводу о том, что истец подлежит обеспечению равнозначным жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, так как он основан на верном применении норм материального права.
Согласно ч. 1 и 8 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Пленум Верховного Суда РФ в пп. "и" п. 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муници-пального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имела ли место задержка в реализации программы расселения граждан, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца в связи с угрозой обрушения здания, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, принимались ли ответчиком меры по выселению жильцов спорного дома, в том числе истца в другие жилые помещения.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.
Бездействие со стороны администрации города Керчи Республики Крым в части непринятия мер по переселению истца из аварийного жилья подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в материалах дела, которые не опровергнуты.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы, как необоснованные, поскольку при рассмотрении дела установлено, что помещение, в котором проживает Шульженко Ю.И, представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г. Керчи обязанность предоставить Шульженко Ю.И. вне очереди изолированное благоустроенное жилое помещение, однако не конкретизировал параметры такого помещения.
Поскольку предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, судебная коллегия, руководствуясь выше приведенными положениями закона, считает необходимым изменить резолютивную часть решения суда первой инстанции, дополнив абзац 3 резолютивной части решения словами: "равнозначное благоустроенное пригодное для прожи-вания жилое помещение в границах "адрес" взамен "адрес", расположенной в "адрес" в "адрес"".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 07 мая 2019 года, изменить, дополнив абзац 3 резолютивной части словами: "равнозначное благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение в границах "адрес" взамен "адрес", расположенной в "адрес" в "адрес"".
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.