Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Прокошкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Ниметуллаевой Арзы Энверовны об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19 февраля 2019 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Ниметуллаевой Арзы Энверовны на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 мая 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения Ниметуллаевой А.Э. и её представителя по устному ходатайству Бондарь Е.А, судебная коллегия
установила:
Ниметуллаева А.Э. обратилась в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просила признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19 февраля 2019 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, и возложить на административного ответчика обязанность включить сведения в Единый государственный реестр недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", как о ранее учтённом, мотивируя тем, что в представленной ею административному ответчику архивной выписке от 27 июля 2011 г. N Н-9 указана вся необходимая информация для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о данном земельном участке, как о ранее учтённом.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечён государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанченко Д.И.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Ниметуллаевой А.Э. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Ниметуллаевой А.Э. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована не принятием судом первой инстанции во внимание, что обращение с заявлением о постановке на кадастровый учёт и предоставление выписки о правах осуществлялось в рамках Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Согласно архивной выписки от 27 июля 2011 N Н-9 из решения исполнительного комитета Изобильненского сельского совета народных депутатов от 27 сентября 1990 г. N 113-а, выданной Алуштинским городским советом Республики Крым, Ниметуллаевой А.Э. разрешено индивидуальное строительство жилого дома согласно приказа с/з N 249 от 18 сентября 1990 г. в "адрес".
В судебном заседании Ниметуллаева А.Э. и её представитель по устному ходатайству Бондарь Е.А. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения административного истца и его представителя, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует, что согласно архивной выписке от 27 июля 2011 N Н-9 из решения исполнительного комитета Изобильненского сельского совета народных депутатов от 27 сентября 1990 г. N 113-а, выданной Алуштинским городским советом Республики Крым, Ниметуллаевой А.Э. разрешено индивидуальное строительство жилого дома согласно приказа с/з N 249 от 18 сентября 1990 г. в "адрес" на земельном участке, площадью 0,008 га на состав семьи 4 человека.
15 февраля 2019 г. Ниметуллаевой А.Э. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении в Единый государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" приложив к нему вышеуказанную архивную выписку.
Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19 февраля 2019 г, подписанного специалистом первой категории Степанченко Д.И, административному истцу отказано во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что представленный документ не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом.
Полагая, что вышеуказанное решение является незаконным, Ниметуллаева А.Э. обратилась в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что архивная выписка из решения исполнительного комитета Изобильненского сельского совета народных депутатов от 27 сентября 1990 г. N 113-а, согласно которой Ниметуллаевой А.Э. разрешено индивидуальное строительство жилых домов согласно приказа с/з N 249 от 18 сентября 1990 г. в "адрес", не является документом, подтверждающим государственную регистрацию права и технический учёт, указанных в ней объектов недвижимого имущества.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", устанавливающим, что правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
В силу прямого предписания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Федеральный законодатель определил, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
По смыслу пункта 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, и не прекращены, вносятся в Государственный кадастр недвижимости по правилам, установленным частью 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ.
Согласно частей 2, 5, 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 г. N301 утверждён Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.
Пунктами 3,4 раздела I Порядка установлено, что Включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа кадастрового учета (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган кадастрового учета с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок).
Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);
документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно части 4 статьи 8 названного Закона Республики Крым перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
В соответствии с подпунктами 15, 25 пункта 1 Перечня документами, подтверждающими наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 г. являются, в т.ч, решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду), а также документы, подтверждающие ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
Согласно представленной по запросу суда апелляционной инстанции копии выписки из похозяйственной книги, вышеуказанный земельный участок, с момента его предоставления, находится в пользовании Ниметуллаевой А.Э.
Должностные лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при рассмотрении заявления административного истца от 15 февраля 2019 г, в соответствии с представленными им полномочиями, не были лишены возможности направить межведомственный запрос для получения вышеуказанной информации, однако таких мер ими предпринято не было.
Более того, архивная выписка из решения исполнительного комитета Изобильненского сельского совета народных депутатов от 27 сентября 1990 г. N 113-а, действовавшего на территории Республики Крым до её принятия в Российскую Федерацию, является действующим правоустанавливающим документом, подтверждающим право Ниметуллаевой А.Э. на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенном по адресу: "адрес".
Из материалов административного дела видно, что административный истец представил вместе с заявлением документы, необходимые для внесения сведений о ранее учтённом объекте недвижимости на земельный участок, законодательство Российской Федерации не устанавливает срок, в течение которого необходимо осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, следовательно, отсутствие регистрации права не земельный участок на основании вышеуказанного решения исполнительного комитета Изобильненского сельского совета народных депутатов от 27 сентября 1990 г. N 113-а, принятого до присоединения Республики Крым к Российской Федерации, не имеет правового значения.
Учитывая вышеизложенное, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости по причине, указанной в оспариваемом решении должностного лица регистрирующего органа от 19 февраля 2019 г.
Исходя из обстоятельств дела, восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение административным ответчиком заявления Ниметуллаевой А.Э. от 15 февраля 2019 г. о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 мая 2019 г. полностью и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления (пункт 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Ниметуллаевой Арзы Энверовны - удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 мая 2019 г. - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Ниметуллаевой Арзы Энверовны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19 февраля 2019 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес".
Возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязанность повторно рассмотреть заявление Ниметуллаевой Арзы Энверовны о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества от 15 февраля 2019 г.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.