Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Прокошкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Абдувелиева Ленура Нусретовича об оспаривании решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каштановой Н.А. от 11 февраля 2019 г. об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе представителя Абдувелиева Ленура Нусретовича - Кузьмичева Романа Геннадьевича на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 13 июня 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, судебная коллегия
установила:
Абдувелиев Л.Н, в лице представителя Кузьмичева Р.Г. обратился в Черноморский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконным и отменить отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 735 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" (сообщение об отказе в государственной регистрации N от 11 февраля 2019 г.
В обоснование указал, что при постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером N не был учёт земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий Абдувелиеву Л.Н, в связи с чем в порядке проведения землеустройства была допущена ошибка, заключающаяся в недостаточно полном изучении и анализе всех документов, содержащих сведения о земельном участке с кадастровым номером N. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о пересечении границы земельного участка по "адрес" границами земельного участка по "адрес" препятствует административному истцу в регистрации в регистрации права собственности на земельный участок, образованный до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каштанова Н.А, администрация Черноморского района Республики Крым.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 13 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Абдувелиева Л.Н. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Абдувелиева Л.Н. - Кузьмичевым Р.Г. ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, а также неполного выяснения обстоятельств административного дела.
Апелляционная жалоба мотивирована неверным истолкованием судом первой инстанции момента возникновения правоотношений по спорному земельному участку, поскольку право собственности на него зарегистрировано до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку государственный акт на земельный участок был выдан 26 марта 2009 г, и сведения о нём считаются уже содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости до вступления в силу закона, и не требующими дополнительного подтверждения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует, что решением Черноморского районного суда Республики Крым от 13 июля 2018 г. (вступило в законную силу 21 августа 2018 г.) за Абдувелиевым Л.Н, в порядке наследования по закону, признано право собственности на жилой дом общей площадью 58,1 кв.м и земельный участок площадью 0,0735 га, расположенный по "адрес", после смерти матери ФИО11, умершей 27 января 2015 г.
30 октября 2018 г. Абдувелиев Л.Н. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, общей площадью 735 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каштановой Н.А. от 9 ноября 2018 г. осуществление государственной регистрации приостановлено до 8 февраля 2018 г. на основании пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Указано, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N.
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каштановой Н.А. от 11 февраля 2019 г, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 9 ноября 2018 г. и не устранением приведённых в нём причин, препятствующих осуществлению права собственности.
Полагая, что вышеуказанное решение является незаконным, Абдувелиев Л.Н. обратилась в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что сведения о спорном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 30 августа 2016 г. без установления его границ, на кадастровый учёт он был поставлен после смерти наследодателя, а у административного истца имеет место вновь возникшее право на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в силу пункта 20 части 1 статьи 26 названного Федерального закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 5, 6 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 г. N301 утверждён Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.
Пунктами 3,4 раздела I Порядка установлено, что включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа кадастрового учета (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган кадастрового учета с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок).
Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);
документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Как усматривается из материалов административного дела, сведения как о ранее учтенном земельном участке площадью 735 кв.м, расположенном по адресу: "адрес" в "адрес" были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании государственного акта о праве частной собственности на землю от 26 марта 2009 г. серия N, подтверждающего наличие права, возникшего до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Земельному участку присвоен кадастровый N.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13 июня 2019 г, сведения о вышеуказанном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 30 августа 2016 г. без установления его границ.
На момент рассмотрения административного дела в суде первой и апелляционной инстанций, в государственном кадастре недвижимости данный земельный участок с кадастровым номером N имеет статус ранее учтённого.
Смерть собственника (наследодателя) земельного участка - ФИО15 последовала 27 января 2015 г, тогда как сам земельный участок был поставлен на кадастровый учет после её смерти.?
Принимая во внимание приведённые обстоятельства, учитывая решение Черноморского районного суда от 13 июля 2018 г. о признании за Абдувелиевым Л.Н. права собственности в порядке наследования, судебная коллегия находит правильным вывод районного суда о том, что в данном случае у административного истца имеет место вновь возникшее право на спорный земельный участок.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что административный истец был надлежащим образом уведомлен об установлении государственным регистратором противоречий в представленных на государственную регистрацию документах в решении от 9 ноября 2018 г, не оспорил его и не устранил в установленный срок выявленные недостатки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каштанова Н.А. своим решением от 13 июня 2019 г. обосновано отказал в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, что соответствует положениям статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным оспариваемого решения, судебная коллегия не находит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, часть 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не подлежит применению к спорным правоотношениям (учитывая предмет спора по данному административному делу), поскольку данная норма утратила силу с 1 января 2017 г, тогда как административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества 30 октября 2018 г, т.е. после указанной даты.
Остальные доводы представителя Абдувелиева Л.Н. - Кузьмичева Р.Г, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 13 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Абдувелиева Ленура Нусретовича - Кузьмичева Романа Геннадьевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.