Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Хожаиновой О.В,
судей
при секретаре
Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А-В,
Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Холовой Маргариты Марсовны к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 мая 2019 г, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Холова М.М. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 15 января 2019 г. N 40-п "О рассмотрении заявления Холовой Маргариты о предоставлении земельного участка площадью 100 кв. метров, в собственность, расположенного по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав"; возложить на Администрацию города Ялта Республики Крым и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым обязанность предоставить Холовой М.М. в собственность вышеуказанный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что решением Алупкинского городского совета от 30 июля 2010 г. Холовой М.М. было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания индивидуальных гаражей, ориентировочной площадью 100 кв.м. Согласно выкопировке из генерального плана курортного района "Большая Ялта", утверждённого постановлением Совета Министров АР Крым от 15 июня 1993 г, схема размещения земельного участка согласована и определена с видом функционального использования - многоэтажная жилая застройка, разрешённое использование образуемого земельного участка - объект гаражного назначения. На обращение Холовой М.М. 21 января 2016 г. в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ей в собственность вышеуказанного земельного участка, в порядке завершения оформления прав, Администрацией города Ялта Республики Крым было принято постановление от 6 апреля 2017 г. N 1610-п об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Данное постановление было обжаловано в судебном порядке и отменено, на Администрацию города Ялта Республики Крым была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 21 января 2016 г. В порядке принудительного исполнения судебного акта Администрацией города Ялта Республики Крым было принято оспариваемое постановление от 15 января 2019 г. N 40-п, которым было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав по основаниям, предусмотренным пунктами 20, 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Холова М.М. считает постановление незаконным, поскольку решение о даче ей разрешения на составление проекта землеустройства является действующим, никем не отменено, указанным решением установлена категория земель, что также подтверждается и иными предоставленными материалами.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 мая 2019 г. административное исковое заявление Холовой М.М. удовлетворено частично: признано незаконным постановление Администрации города Ялта N 40-п от 15 января 2019 г. "Об отказе Холовой М.М. в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 100 кв. метров по адресу: "адрес""; на Департамент имущественных и земельных отношений и Администрацию города Ялта возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Холовой М.М. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, площадью 100 кв.м, по адресу: "адрес"; в остальной части исковых требований отказано. Также указанным судебным актом разрешён вопрос о взыскании судебных расходов.
Не согласившись с постановленным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение постановлено с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. Судом первой инстанции не принято во внимание, что при рассмотрении заявления Холовой М.М. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного: по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав, было выявлено, что указанный земельный участок не отнесён к определённой категории земель, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, при принятии оспариваемого постановления от 15 января 2019 г. N 40-п Администрация города Ялта Республики Крым основывалась на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Холовой М.М. представлены письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Холова М.М, представители Администрации города Ялта Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 N 1, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено осуществление управления и распоряжения земельными и лесными участками, водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определённых законодательством Российской Федерации и Республики Крым, осуществление распоряжения земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена; принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 38-ЗРК).
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
Частью 6 названной статьи предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, является: наличие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1); несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утверждённой до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утверждённых документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории (пункт 2).
Согласно статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесён к определённой категории земель (подпункт 21).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
Аналогичные требования указаны в пунктах 5, 6 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением Ялтинского городского совета от 30 марта 2015 г. N 37, во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313 (далее - Правила N 37).
В пункте 12 Порядка указано, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Основания для отказа в удовлетворении заявления перечислены в пункте 11 Правил N 37.
Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и издаётся главой администрации города Ялты в виде постановления (пункт 12 Правил N 37).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением 46 очередной сессии Алупкинского городского совета 5 созыва от 30 июля 2010 г. "О разрешении выполнения проектов землеустройства по отводу земельных участков в собственность гражданам Украины для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек, сооружений и индивидуальных гаражей, из земель, находящихся в ведении Алупкинского городского совета" Холовой М.М. дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания индивидуального гаража, ориентировочной площадью 0,01 га по адресу: "адрес".
Согласно кадастровому паспорту, выданному Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 27 ноября 2015 г. N 90-02/2015-420042, земельному участку, площадью 100 +/- 4 кв.м, расположенному по адресу: "адрес", присвоен кадастровый N. Также из данного кадастрового паспорта следует, что категория земель не установлена.
21 января 2016 г. Холова М.М. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ей в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка, площадью 100 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешённого использования "объекты гаражного назначения".
5 сентября 2016 года Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым был дан ответ Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, в порядке межведомственного взаимодействия, о согласовании предоставления истцу земельного участка, место расположения которого соответствует действующей градостроительной документации, согласно которой видом функционального использования земельного участка является "многоэтажная жилая застройка", видом разрешённого использования образуемого земельного участка "объект гаражного назначения".
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией города Ялты Республики Крым принято постановление от 6 апреля 2017 г. N 1610-п (далее постановление от 6 апреля 2017 г. N 1610-п) Холовой М.М. было отказано в предоставлении земельного участка, площадью 100 кв.м, в собственность по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населённого пункта (часть 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
Приведённое постановление было обжаловано Холовой М.М. в судебном порядке. Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 октября 2017 г. по делу N 2-2306/2017 постановление от 6 апреля 2017г. N 1610-п было признано незаконным и отменено, на Администрацию города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Холовой М.М. о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка, площадью 100 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, с учётом установленных судом обстоятельств.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 13 февраля 2018 г. (дело N 33-1454/2018) указанное решение оставлено без изменения.
При повторном рассмотрении заявления административного истца от 21 января 2016 г. Администрация города Ялта Республики Крым приняла постановление от 15 января 2019 г. N 40-п "О рассмотрении заявления Холовой Маргариты Марсовны о предоставлении земельного участка площадью 100 кв.м, в собственность, расположенного по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав" (далее постановление от 15 января 2019 г. N 40-п), которым административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, кадастровый N, по основаниям, предусмотренным пунктами 20, 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в отношении земельного участка, ориентировочной площадью 100 кв.м, по адресу: "адрес", при принятии в 2010 г. Алупкинским городским советом решения о даче Холовой М.М. разрешения на составление проекта отвода земельного участка в собственность для строительства и обслуживания индивидуального гаража уже была установлена категория - земли населённых пунктов, в связи с чем отсутствовали правовые основания для отказа административному истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, кадастровый N, по основаниям, предусмотренным пунктами 20, 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В силу пункта 1 части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 36.19 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешённого использования (пункт 20); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесён к определённой категории земель (подпункт 21).
Согласно ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьёй 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определённой категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учётом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
Земельные участки, расположенные в границах населённых пунктов, подлежат отнесению к землям населённых пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населённых пунктов, подлежат отнесению к определённой категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определённой территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтверждённого фактического использования земельного участка.
Если в результате проведения государственного кадастрового учёта в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населённых пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населённого пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесённым к категории земель населённых пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточнённом описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путём указания на его принадлежность к категории земель населённых пунктов.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 38-ЗРК категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: жилой и общественной застройки - землями населённых пунктов (подпункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пункт 3 названной нормы устанавливает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешённого использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. При этом в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из указанных норм, виды разрешённого использования земельных участков применительно к соответствующей территориальной зоне считаются установленными с момента утверждения правил землепользования и застройки. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешённого использования само по себе не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид разрешённого использования.
Как уже указывалось, оспариваемым постановлением от 15 января 2019г. N 40-п административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, кадастровый номер N по основаниям, предусмотренным пунктами 20, 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При принятии данного постановления Администрацией города Ялты Республики Крым было принято во внимание, в том числе, решение 46 очередной сессии Алупкинского городского совета 5 созыва от 30 июля 2010г. "О разрешении выполнения проектов землеустройства по отводу земельных участков в собственность гражданам Украины для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек, сооружений и индивидуальных гаражей, из земель, находящихся в ведении Алупкинского городского совета".
На момент принятия решения 46 очередной сессии Алупкинского городского совета 5 созыва от 30 июля 2010 г. "О разрешении выполнения проектов землеустройства по отводу земельных участков в собственность гражданам Украины для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек, сооружений и индивидуальных гаражей, из земель, находящихся в ведении Алупкинского городского совета" земельный участок, ориентировочной площадью 100 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в установленном законодательством Украины порядке, действовавшим на момент принятия такого решения, был отнесён к категории земель - "земли жилой и общественной застройки".
Также из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым от 5 сентября 2016 г. N 02-08/5866 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Алупка, ул. Западная, район дома N 16, отнесён к виду функционального использования - многоэтажная жилая застройка, разрешённое использование образуемого земельного участка - объект гаражного назначения; в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральный план "Большая Ялта", утверждённый постановлением Совета Министров АР Крым 15 июня 1993 г.).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что земельный участок, кадастровый N, отнесён к категории земель - земли населённых пунктов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определённой категории земель и определения вида разрешённого использования земельных участков (далее Положение N 378) (приложение 1) и Таблица соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категорий земель (далее Таблица) (приложение 2).
Согласно пункту 3 Положения N 378 установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешённого использования земельных участков, указанными в утверждённой документации по планировке территории.
В случае отсутствия утверждённой документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами (пункт 4 Положения N 378).
В соответствии с пунктом 6 Положения N 378 до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешённым использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утверждён постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учётом требований Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Таблицы соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категорий земель.
В случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешённого использования ранее учтённого земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учётом требований Закона N 38-ЗРК и Таблицы (пункт 7 Положения N 378).
В случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16 марта 2014 года с учётом требований Закона об особенностях и Таблицы (пункт 8 Положения N 378).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что сведения о категории испрашиваемого административным истцом земельного участка и виде его разрешённого использования могли быть получены из градостроительной документации, принятой до 16 марта 2014 г. в установленном законом порядке, о чём и указано в ответе Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта о согласовании предоставления истице земельного участка. Доказательств невозможности определения категории земель и вида разрешённого использования земельного участка в соответствии с требованиями Положения N 378, административными ответчиками суду не представлено.
Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что Администрация города Ялта Республики Крым на момент рассмотрения заявления Холовой М.М. от 21 января 2016 г. располагала достаточными сведениями о том, что земельный участок, кадастровый N, отнесён к определённой категории земель, и в отношении него установлен вид разрешённого использования, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на основании подпунктов 20, 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 15 января 2019 г. N 40-п правомерно признано судом первой инстанции незаконным, что является достаточным для защиты нарушенного права административного истца.
При этом, признав незаконными оспариваемое постановление, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления, поскольку разрешение вопросов о предоставлении в собственность земельных участков в порядке завершения оформления прав на территории муниципального образования - городской округ Ялта Республики Крым отнесено к компетенции Администрации города Ялта Республики Крым.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 мая 2019 г. по административному делу N 2а-2077/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.