Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал
по частной жалобе Генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации Павленко Я.П. на определение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 января 2019 г. об отказе в принятии административного искового заявления
по его административному исковому заявлению об оспаривании представления Службы по земельному и Фитосанитарному надзору Республики Крым от 27 ноября 2018 г. N 29/05-12 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, судебная коллегия
установила:
Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации Павленко Я.П. обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что перечисленные и предложенные в оспариваемом представлении административного ответчика для исполнения должностному лицу меры не направлены на устранение причин и условий, способствующих совершению Федеральным государственным унитарным предприятием "Производственно-аграрное объединение "Массандра" административного правонарушения, и х обязательность для должностного лица не предусмотрена действующим земельным и природоохранным законодательством.
Определением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 января 2019 г. отказано в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе, поданной Генеральным директором Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации Павленко Я.П. ставится вопрос об отмене вышеуказанного определения и направлении материала в суд первой инстанции, ввиду нарушения норм процессуального права.
Частная жалоба мотивирована тем, что субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлось юридическое лицо - Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственно-аграрное объединение "Массандра", в отношении административного истца, как должностного лица дело об административном правонарушении не возбуждалось. Факты, подтверждающие совершение им, как должностным лицом, какого-либо административного правонарушения, отсутствуют, в связи с чем административный истец не является лицом, в отношении которого может быть вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушении.
Судебная коллегия, изучив доводы частной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе: оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения; отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Из административного искового заявления следует, что постановлением Службы по земельному и Фитосанитарному надзору Республики Крым вынесено постановление от 27 ноября 2018 г. N 205/05-11/ЗН-РК, Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственно-аграрное объединение "Массандра" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административного наказание в виде административного штрафа в размере 400 000,00 руб.
В этот же день Службой по земельному и Фитосанитарному надзору Республики Крым в адрес Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации и генерального директора данного предприятия Павленко Я.П. вынесено представление N 29/05-12 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Полагая, что вышеуказанное представление является незаконным, Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации Павленко Я.П. обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в принятии административного искового заявления указал, что законом предусмотрен порядок и право лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, при рассмотрении такого дела изложить свои выводы, касающиеся каких-либо доказательств по этому делу, к которым относится и оспариваемое представление от 27 ноября 2018 г.
Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может, исходя из следующего.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Положения части 1 статьи 218 названного кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.
Действующее законодательство, предусматривающее меры реагирования государственных органов на совершение правонарушений, содержит возможность внесения государственным органом представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению конкретного административного правонарушения (статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), ответственность за неисполнение которого предусмотрена статьёй 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из положений статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с п. 7 ст. 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 30.1, части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, а также должностным лицом, вынесшим такое постановление.
При этом, Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации Павленко Я.П. не являлся участником производства по делу об административном правонарушении, соответственно не входит в перечень лиц, которым предоставлено право обжалования оспариваемого представления в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, оспариваемое представление является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению Генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации Павленко Я.П, его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия, и не может быть проверено на предмет законности в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем подлежит рассмотрению и разрешению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, отказ в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нельзя признать правильным.
При таких обстоятельствах, определение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 января 2019 г. об отказе в принятии административного искового заявления, подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Определение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 января 2019 г. об отказе в принятии административного искового заявления - отменить.
Материал по административному исковому заявлению Генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации Павленко Я.П. об оспаривании представления Службы по земельному и Фитосанитарному надзору Республики Крым от 27 ноября 2018 г. N 29/05-12 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения направить в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.