Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчаровой Ларисы Гургеновны к администрации Черноморского района Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, заинтересованные лица: частная фирма " "данные изъяты"", администрация Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по апелляционной жалобе Кузьмичева Романа Геннадьевича действующего в интересах Овчаровой Ларисы Гургеновны на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 06 июня 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения представителя администрации Черноморского района Республики Крым Умерова Э.И. просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Овчарова Л.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление администрации Черноморского района Республики Крым от 24 декабря 2018 года N 1393 "О присвоении вида разрешенного использования земельному участку" и возложить обязанность на администрацию Черноморского района Республики Крым присвоить земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - отдых (рекреация) (код 5.0). В обоснование заявленных требований указывает на то, что Овчарова Л.Г. согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником комплекса зданий и сооружений "Спасательная станция", расположенных на земельном участке общей площадью 0,1403 га, и находящихся по ул. "адрес", 8, "адрес", Республика Крым. Согласно пункту 6 договора купли-продажи, при переходе права собственности на здания, "Покупатель" приобретает право на использование земельного участка в целом, на тех же условиях и в том же объёме. Вышеуказанный комплекс зданий расположен на земельном участке, находящийся в пользовании частной фирмы " "данные изъяты"", зарегистрированной на территории Украины, на основании договора аренды земельного участка от 12 апреля 2014 года, с видом использования - для обслуживания объектов туристической инфраструктуры и учреждений общественного питания. В связи с передачей Межводненским сельским советом администрации Черноморского района Республики Крым полномочий относительно распоряжения земельным участком, Овчарова Л.Г. обратилась в администрацию с заявлением о выдаче выписки из реестра муниципальной собственности на земельный участок.
На основании указанной выписки, Овчарова Л.Г. заказала межевой план земельного участка, который был внесён в кадастровый учёт, однако вид разрешённого использования указан не был. В июле 2018 года Овчарова Л.Г. обратилась в администрацию с заявлением об установлении соответствующего вида разрешённого использования земельного участка, а 30 октября 2018 года ею получен ответ о невозможности выдачи распорядительного акта о присвоении вида разрешённого использования и рекомендовано устранить противоречия в правоустанавливающих документах. 30 ноября 2018 года частная фирма " "данные изъяты"", подала в администрацию заявление об установлении земельному участку соответствующего вида разрешённого использования согласно ранее заключённого договора аренды и прекращения договора аренды, в связи с продажей комплекса зданий. Постановлением администрации от 24 декабря 2018 года N 1393 земельному участку присвоен вид разрешённого использования - "предпринимательство" (код 4.0). Вместе с тем, договором аренды с частной фирмой " "данные изъяты"" был определён вид разрешённого использования земельного участка "для обслуживания объектов туристической инфраструктуры и учреждений общественного питания". Считает, что пункт 1 постановления администрации об установлении вида разрешённого использования земельного участка не соответствуют назначению расположенного на нём комплекса объектов недвижимости, закону и ранее присвоенному виду использования при Украине, в связи с чем просил признать незаконным и отменить указанное постановление администрации.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 06 июня 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Кузмичев Р.Г, действуя в интересах Овчаровой Л.Г, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы идентичные доводам, указанным в административном исковом заявлении. Кроме того обращает внимание суда на то, что в суд первой инстанции были предоставлены доказательства о нарушенном праве Овчаровой Л.Г, которые не были учтены судом, также были предоставлены свидетельство о праве собственности на спасательную станцию, принадлежавшую частной фирме " "данные изъяты"" до отчуждения Овчаровой Л.Г. и дело БТИ, которые также не были приняты во внимание судом первой инстанции при принятии решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что 12 февраля 2014 года между Межводненским сельским советом и частной фирмой " "данные изъяты"" заключён договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", сроком на 49 лет.
Согласно п. 2 указанного договора, земельный участок был передан для обслуживания объектов туристической инфраструктуры и учреждений общественного питания.
08 марта 2018 года между частной фирмой " "данные изъяты"" и Овчаровой Л.Г. был заключён договор купли-продажи недвижимого имущества - "Спасательная станция", состоящая из следующих зданий: литера "А", "Б", "В", "Д", расположенных по адресу: "адрес".
Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.
30 ноября 2018 года частная фирма " "данные изъяты"" обратилась в администрацию Черноморского района Республики Крым с заявлением, в котором просила, с целью расторжения договора аренды земельного участка, установить указанному земельному участку вид разрешённого использования.
На основании указанного заявления, постановлением администрации Черноморского района Республики Крым от 24 декабря 2018 года N 1393 земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", присвоен вид разрешённого использования - предпринимательство (код 4.0).
Административный истец оспаривает законность указанного постановления.
Согласно ч. 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N 378 утверждено Положение, которое устанавливает особенности отнесения к определённой категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешённого использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтённых земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельного участка).
В соответствии с п. 3 указанного Положения, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешённого использования земельных участков, указанными в утверждённой документации по планировке территории.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, указанный выше земельный участок, согласно генеральному плану Межводненского сельского поселения муниципального образования Черноморский район Республики Крым, находится в зоне "Общественно-деловая зона".
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были утверждены правила пользования и застройки земельных участков, согласно которым испрашиваемый земельный участок находится в зоне "Общественно-деловая зона".
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что нежилые здания, расположенные на данном земельном участке, используются в коммерческой деятельности, в качестве кафе.
В силу ч. 6 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Административным ответчиком указанному земельному участку присвоен вид разрешённого использования - предпринимательство (код 4.0).
Согласно классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 вид разрешённого использования - предпринимательство (код 4.0), предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешённого использования включает в себя содержание видов разрешённого использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10 (объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения, служебные гаражи, выставочно-ярмарочная деятельность).
Административный истец просит установить вид разрешённого использования - отдых (рекреация).
Указанный вид разрешённого использования предусматривает обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озёрами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них. Содержание данного вида разрешённого использования включает в себя содержание видов разрешённого использования с кодами 5.1 - 5.5 (спорт, природно-познавательный туризм, охота и рыбалка, причалы для маломерных судов, поля для гольфа или конных прогулок).
Из анализа приведённого следует, что указанный земельный участок находится в зоне "Общественно делова зона", в связи с чем вид разрешённого использования - отдых (рекреация) не может быть установлен, поскольку данный вид деятельности не предусмотрен в указанной зоне.
При этом, установленный оспариваемым постановлением вид разрешённого использования - предпринимательство, соответствует как и общественно-деловой зоне, так и фактическому использованию нежилых зданий, расположенных на указанном земельном участке.
Кроме того, административный иск не содержит сведений о том, какие именно нарушены права истца, фактом установления вида разрешённого использования - предпринимательство.
Доводы административного истца о том, что ему должен быть предоставлен земельный участок на тех же правах, на которых он был предоставлен частной фирме "АВА", не могут приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона. В данном случае частной фирме предоставлено право аренды земельного участка, которое никак не зависит от вида разрешённого использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 06 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Овчаровой Ларисы Гургеновны - Кузьмичева Романа Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Мотивированное определение изготовлено 12 сентября 2019 года.
Председательствующий: Бондаренко А.А. Дело N 33а-8059/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
город Симферополь 10 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчаровой Ларисы Гургеновны к администрации Черноморского района Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, заинтересованные лица: частная фирма " "данные изъяты"", администрация Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по апелляционной жалобе Кузьмичева Романа Геннадьевича действующего в интересах Овчаровой Ларисы Гургеновны на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 06 июня 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения представителя администрации Черноморского района Республики Крым Умерова Э.И. просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 06 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Овчаровой Ларисы Гургеновны - Кузьмичева Романа Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.