Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М,
судей Филипчук С.А, Яковлева Д.В,
при секретаре Тимашовой Е.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова Андрея Викторовича к администрации Губкинского городского округа о признании прекратившим право аренды земельного участка
по апелляционной жалобе Маслова Андрея Викторовича
на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 5 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Филипчук С.А, объяснения представителя администрации Губкинского городского округа Шунаева А.Н, полагавшего выводы решения правильными, судебная коллегия
установила:
Маслов А.В. обратился в Губкинский городской суд Белгородской области с иском к ООО "ТрастПром", администрации Губкинского городского округа о признании прекратившим право аренды земельного участка. В обоснование иска указал, что 15.04.2014 Демина И.В. заключила с администрацией Губкинского городского округа Белгородской области договор аренды, по которому приобрела в аренду земельный участок площадью 2072 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес" на срок с 15.04.2014 по 15.04.2019 Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 11.06.2014.
31.03.2018 Демина И.В. уступила право аренды указанного земельного участка Маслову А.В, заключив с ним соответствующий договор, который 11.04.2018 зарегистрирован в установленном законом порядке.
15.02.2019 Маслов А.В. получил от администрации Губкинского городского округа претензию с требованием о погашении задолженности по арендным платежам, однако, по утверждению Маслова А.В, он свои права и обязанности арендатора передал ООО "ТрастПром", заключив с ним 20.04.2018 договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка. В связи с этим он просил суд признать его прекратившим право аренды в отношении указанного земельного участка на основании договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 20.04.2018 (л.д.6-10).
Определением суда от 05.06.2019 производство по делу в части требований Маслова А.В. к ООО "ТрастПром" прекращено (л.д.79-80).
Решением суда истцу в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, полагая выводы решения незаконными и необоснованными.
Проверив материалы дела по приведенным в жалобе доводам и возражениям против них, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Согласно п.1 и п.2 ст.609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу п.1 ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Статьей 389 ГК РФ установлено, что уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме (пункт 1).
Соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом (пункт 2).
В соответствии с п.3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки", договор, на основании которого производится уступка по сделке, требующей государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Такой договор, по общему правилу, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации (пункт 2 статьи 389, пункт 3 статьи 433 ГК РФ). Например, договор, на основании которого производится уступка требования об уплате арендных платежей по зарегистрированному договору аренды, подлежит государственной регистрации. В отсутствие регистрации указанный договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении, например для приобретателя арендуемого имущества.
Несоблюдение цедентом и цессионарием указанного требования о государственной регистрации, а равно и формы уступки не влечет негативных последствий для должника, предоставившего исполнение цессионарию на основании полученного от цедента надлежащего письменного уведомления о соответствующей уступке (статья 312 ГК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что 15.04.2014 между администрацией Губкинского городского округа (арендодатель) и Деминой И.В. (арендатор) заключен договор N аренды земельного участка площадью 2072+/-16 кв.м, расположенного по адресу "адрес" кадастровый номер N, и произведена его государственная регистрация (л.д.12-15).
Демина И.В. передала права и обязанности арендатора по данному договору истцу, заключив с ним 31.03.2018 договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (л.д.16-17).
По состоянию на 28.03.2019 (л.д.45-47) и на 29.04.2019 (л.д.31-33) в отношении указанного земельного участка зарегистрировано обременение правом аренды Маслова А.В. на основании договора аренды N от 15.04.2014 и договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 31.03.2018. Номер государственной регистрации N
Договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 20.04.2018, заключенный между Масловым А.В. и ООО "ТрастПром" (л.д.18-19) в установленном порядке не зарегистрирован.
Доказательств того, что цедент или цессионарий уведомили администрацию Губкинского городского округа о заключении 20.04.2018 договора уступки аренды, истцом не представлено. При таком положении доводы истца о прекращении его прав и обязанностей по договору аренды от 31.03.2018 суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными и постановилприведенное выше решение.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по регистрации договора от 20.04.2018 возлагалась на ООО "ТрастПром", отмену правильного по существу судебного постановления не влечет, поскольку правового значения для разрешения спора не имеет, так как ни истец, ни ООО "ТрастПром" не позаботились об уведомлении арендодателя о заключении договора от 20.04.2018.
Добросовестность действий истца при заключении 20.04.2018 договора уступки аренды земельного участка, на что указано в жалобе, не влечет прекращения прав и обязанностей истца по договору от 31.03.2018 и не освобождает истца от уплаты арендных платежей, поскольку арендодатель (администрация Губкинского городского округа) о заключении данного договора не уведомлен.
Выводы решения об отказе в иске являются правильными. Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 5 июня 2019 г. по делу по иску Маслова Андрея Викторовича к администрации Губкинского городского округа о признании прекратившим право аренды земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.