Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дементьевой Е.И, Васильевой Е.В,
при секретаре И Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И,
дело по апелляционной жалобе представителя истца Субботиной Ю.А. по доверенности Золотаревой А.В. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Субботиной * к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании признать нуждающейся в улучшении жилищных условий с обеспечением жилой площадью, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Субботина Ю.А. обратилась с иском к ДГИ г.Москвы, просила суд признать незаконным отказ ДГИ г.Москвы от 19.10.2018г, обязать принять на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставить ей жилое помещение приспособленное для проживания инвалида с заболеванием опорно-двигательного аппарата, по договору социального найма, исходя из нормы предоставления жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Субботина Ю.А. является инвалидом-колясочником, проживает по адресу: *. Истцу принадлежит 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: *, общей площадью 61,7 кв.м, а также квартира по адресу: *, общей площадью 47,4 кв.м, проживание в которых для истца является невозможным, так как оба жилых помещения не приспособлены для проживания инвалидов - колясочников. Поскольку Администрация г.Кирова не имеет возможности предоставить истцу в пользование жилое помещение, отвечающее стандартам проживания инвалида, использующего кресло-коляску, истцу пришлось переехать в г.Москву, где истец зарегистрирована по месту пребывания и проживает по адресу: *. Ответчик отказал истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием регистрации в г.Москве. Данный отказ ДГИ г.Москвы истец считает незаконным.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, извещены.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии истец, представитель истца, представитель третьего лица не явились, о дате рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Выслушав представителя ответчика, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Субботина Ю.А, 1987г.р. зарегистрирована по месту жительства по адресу: *.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N 6547, Субботина Ю.А. с 17.09.2018 г. по 16.03.2019 г. истец зарегистрирована по адресу: *.
Субботина Ю.А. с 01.07.2011 г. является инвалидов 1 группы по общему заболеванию.
Письмом от 19.10.2018 г. N ДГИ-гр-45313/18-1, ДГИ г. Москвы в ответ на обращение Субботиной Ю.А. по жилищному вопросу разъяснено, что постановка на жилищный учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства на территории города Москвы, законом не предусмотрена.
В соответствии со ст. 13 ЖК РФ, определение условий и порядка постановки на жилищный учет, порядка ведения жилищного учета и предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории г. Москвы порядок и условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а также предоставления жилых помещений установлены Законом г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
Из содержания ст. ст. 49, 50, 52 ЖК РФ, ст. ст. 2, 3, 4, 7, 8, 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право жители города Москвы, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; учетная норма жилой площади на каждого члена семьи менее 10 кв. м, или они не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Нормы жилищного законодательства, равно как и Федеральный от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривают какого-либо иного порядка принятия инвалидов на жилищный учет, чем это определено Жилищным РФ и законодательством субъекта РФ, а потому для принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений все члены семьи истца должны проживать на территории г. Москвы не менее 10 лет.
В соответствии с п.3 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истец не проживает в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, предусмотренные законом основания для принятия истца на жилищный учет как нуждающихся в предоставлении жилых помещений и обеспечения жилыми помещениями у ДГИ г. Москвы отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец в г. Москве проживает на основании договора найма жилого помещения, регистрация по месту пребывания и постоянная работа подтверждает факт постоянного пребывания и проживания в г. Москве, основанием к отмене решения суда не являются.
Согласно ч. 8 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Факт временной регистрации, осуществление истцом трудовой деятельности не относится к понятию проживания в городе Москве на законных основаниях в целях постановки на жилищный учет и не имеет юридического значения для разрешения вопроса, данные факты могут косвенно подтверждать пребывания в городе Москве, но не законность проживания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 9 ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жилые помещения жителям г. Москвы, страдающим заболеванием опорно-двигательного аппарата предоставляются в специально построенных домах или в жилых помещениях, отвечающим требованиям индивидуальной программы реабилитации, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку указанная норма права регулирует вопросы предоставления жилых помещений жителям г.Москвы, состоящим на жилищном учете.
Порядок рассмотрения вопроса принятия жителей города Москвы на жилищный учет определен Законом г. Москвы N 29, Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" (далее - Регламент), постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы".
Основания, условия и порядок предоставления из жилищного фонда города Москвы жилых помещений, предназначенных для проживания инвалидов-колясочников, определены положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона N 29, Постановлением Правительства Москвы от 24.05.2016 N 271-ГП "Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда города Москвы".
Само по себе наличие инвалидности в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ не предусматривает какого-либо иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, в связи с чем право истца на обеспечение жилой площадью во внеочередном порядке подлежит реализации только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
Таких оснований судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем отказ в удовлетворении заявленных требований судебная коллегия полагает обоснованным.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Субботиной Ю.А. по доверенности Золотаревой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.