Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Ставича В.В,
при секретаре Куркиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-130/19 по административному исковому заявлению Лысаковского Дмитрия Ивановича к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе административного истца Лысаковского Д.И. на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2019 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения административного истца Лысаковского Д.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысаковский Д.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика, устранить допущенные нарушения его прав заявителя, обязать не нарушать тайну телефонных разговоров, почтовых и телеграфных сообщений, не нарушать право на уважение личной и семейной жизни, не ограничивать менее установленного законом телефонные переговоры с родственниками, не цензурировать корреспонденцию, передавать ее для отправки адресатам, не собирать без согласия информацию о частной жизни с помощью средств видео- и аудионаблюдения в камере.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что с 29.12 2017 года содержался под стражей в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, где в отношении него административный ответчик совершал действия, нарушающие права и свободы Лысаковского Д.И. - ограничил право на тайну частной переписки; круглосуточно собирает информацию с двух камер, которыми оборудована камера, где содержится административный истец, использует полученную информацию с неизвестными истцу целями. Лысаковский Д.И. полагал, что административный ответчик не имел полномочий помещать административного истца без его согласия в условия, в которых собирается информация о частной жизни посредством технических средств. На основании решения Мещанского районного суда г. Москвы административному истцу предоставлено право на звонки матери, однако административным ответчиком установлено ограничение длительности совершаемых звонков и их прослушивание, что свидетельствует о превышении своих полномочий со стороны административного ответчика. Переписка административного истца подвергается цензуре со стороны административного ответчика, что противоречит правовым актам. При этом имеющаяся у административного ответчика возможность не предоставлять письма адресату также нарушает права истца. Административный ответчик, не имея на то полномочий, ограничивает продолжительность свиданий административного истца с матерью.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2019 года в удовлетворении требований Лысаковского Д.И. было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Лысаковский Д.И. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушении норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца Лысаковского Д.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Рассматривая административное дело, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении административного иска и обоснованно исходил при этом из того, что оснований полагать оспариваемые действия администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в отношении Лысаковского Д.И, содержавшегося под стражей по судебному решению, не соответствующими законодательству, нарушающими права административного истца не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ и согласуются с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения.
Так, применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела судом было установлено, что 28 декабря 2017 года административный истец Лысаковский Д.И. прибыл в ФКУ СИЗО - 4 УФСИН России по г. Москве из ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве на основании документа Прокуратуры г. Москвы N 15/3-768-2014/193313 от 08.11.2017 г, поскольку по территориальности числится за Мещанским районным судом г. Москвы в связи с рассмотрением в отношении него уголовного дела.
По прибытию Лысаковский Д.И. был помещен в камеру N 107 площадью 19 кв.м; в камере имелось 4 спальных места, находилось 3 человека; Лысаковский Д.И. был обеспечен индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями: матрасом - 1 шт, подушкой - 1 шт, одеялом - 1 шт, наволочкой - 1 шт, простыней - 2 шт. и полотенцем.
29 декабря 2017 года Лысаковский Д.И. был помещен в камеру N 109, площадью 19 кв.м, в камере имелось 4 спальных места и находилось 2 человека.
13 февраля 2018 года Лысаковский Д.И. был помещен в камеру N 525 площадью 17,65 кв.м, в камере имелось 4 спальных места и находилось 4 человека.
Вышеуказанные камеры для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО - 4 УФСИН России по г. Москве оборудованы видео (аудио) наблюдением, а также в соответствии с приказом МЮ РФ от 14 октября 2005 N 189 п. 42 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственного изоляторов уголовно - исполнительной системы", в камерах имеется туалет, расположенный в углу камеры (со стороны входа), расположение санитарного узла обеспечивает достаточную степень изолированности, высота перегородок составляет 1,5 кв.м. Перегородки выполнены из кирпичной кладки с облицовкой из керамической плитки, выше перегородок до потолка расположен поликарбонат, также установлена деревянная дверь. Умывальник (с горячим и холодным водоснабжением), кровати, столы, тумбочки, скамейки, отсекающая решетка 5x5 см размер ячейки по осям, диаметр стального прутка - 8 мм, размер окон 190x140 см, рабочее и дежурное освещение с лампами накаливания, огражденные решеткой, имеется вентиляция (вытяжная), радиоточка, шкаф для продуктов, полка для туалетных принадлежностей, вмонтированное в стену зеркало, вешалка для верхней одежды, кнопка вызова младшего инспектора на посту у камер; в камерах ежемесячно производится дератизация и дезинфекция; уборка камеры осуществляется самостоятельно находящимися в ней лицами.
Все камеры в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве оборудованы видео (аудио) наблюдением.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
Основные условия и порядок осуществления мер изоляции при содержании под стражей предусмотрены Федеральным законом от 15 июля 1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.10.2005 N 189.
В соответствии со статьей 34 Федерального Закона от 15 июля 1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Согласно статье 15 названного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу статьи 16 Федерального Закона от 15 июля 1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка). Правилами внутреннего распорядка устанавливается среди прочего порядок получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем; проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками.
Согласно статье 18 Федерального Закона от 15 июля 1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое; свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.
Правилами внутреннего распорядка уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.10.2005 N 189, предусмотрено, что в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (пункт 2); обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3); лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых; невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке (пункт 4); размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу размещаются раздельно; администрацией СИЗО принимаются меры по исключению контактов между ними (пункт 18); подозреваемым и обвиняемым разрешается отправлять за собственный счет и получать телеграммы и письма без ограничения их количества (пункт 80); переписка подозреваемых и обвиняемых подвергается цензуре (пункт 81); письма принимаются только в незапечатанных конвертах с указанием на
них фамилии, имени, отчества отправителя и почтового адреса СИЗО; с момента приема телеграммы или письма от подозреваемого или обвиняемого и до их отправки, а также с момента поступления телеграммы или письма в СИЗО и до их вручения адресату администрация указанного учреждения несет ответственность за сохранность телеграммы или письма и обеспечивает тайну переписки (пункт 86); подозреваемому или обвиняемому телефонные переговоры с родственниками или иными лицами предоставляются администрацией СИЗО при наличии технических возможностей на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда; разрешение действительно только на один телефонный разговор (пункт 150); на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда и заявления подозреваемого или обвиняемого начальник СИЗО либо лицо, его замещающее, дает письменное указание о разрешении телефонного разговора с учетом наличия денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого (пункт 151); телефонные переговоры подозреваемых и обвиняемых проводятся под контролем сотрудников СИЗО в специально оборудованном для этих целей помещении. Телефонный разговор прослушивается сотрудниками СИЗО, о чем перед его началом информируется подозреваемый и обвиняемый и его абонент. При необходимости перевода разговора на государственный язык Российской Федерации приглашается переводчик(пункт 152); основанием для досрочного прекращения телефонного разговора являются: - попытка передачи сведений, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу, оскорбления, угрозы, призывы к расправе, совершению преступления или иного правонарушения, информации об охране СИЗО, его сотрудниках, способах передачи запрещенных предметов; - ведение телефонного разговора на ином языке, чем был указан в заявлении подозреваемого или обвиняемого (пункт 153)
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правомерными выводы суда о том, что оснований полагать из аргументов, приведенных Лысаковским Д.И. в административном исковом заявлении, что административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал незаконно, с нарушением прав и свобод, законных интересов административного истца, их ограничением в сравнении с предусмотренными законом для содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, не имеется; утверждения административного истца о том, что администрация учреждения нарушала права истца на тайну телефонных разговоров, почтовых и телеграфных сообщений, право на уважение личной и семейной жизни, незаконно осуществляла сбор, хранение, обработку персональной информации об истце, своего объективного подтверждения не нашли; администрация действовала в рамках предоставленных законом полномочий и компетенции.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об отказе в удовлетворении требований, он соответствует части 2 статьи 227 КАС РФ, нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, из которых не имеется оснований полагать действия административного ответчика незаконными, а права административного истца - нарушенными.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по делу, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для административного дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), принят законное и обоснованное решение.
Напротив, оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы нельзя; по сути, они повторяют правовую и процессуальную позиции административного истца в суде первой инстанции; направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических данных, и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, заявителем жалобы не приведено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Лысаковского Д.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.