Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Карасевой Ю.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Ступникова А.А. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 1 марта 2019 года по административному делу N 2а-86/2019 по административному иску Ступникова А.А. к призывной комиссии района Строгино г. Москвы, Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии от 06.12.2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Ступников А.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии района Строгино г. Москвы, Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии от 06.12.2018 года.
В обоснование требований Ступников А.А. указал, что состоит на воинском учете в объединенном военном комиссариате Хорошевского района СЗАО города Москвы. 30.06.2018 года истцу исполнилось 27 лет, в связи с чем он перестал подлежать призыву на военную службу. 06.12.2018 года состоялось заседание призывной комиссии муниципального образования "Строгино" СЗАО г. Москвы и в отношении административного истца принято заключение, в соответствии с которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С заключением призывной комиссии истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. В течение всего призывного возраста, он пользовался предусмотренными законом отсрочками от призыва на военную службу: с 2009г. по 2013г. обучался по программе бакалавриата по очной форме обучения по специальности "Химия" в МИТХТ им. М.В. Ломоносова (отсрочка от призыва предоставлена решением призывной комиссии от 22.10.2009г.); с 2013г. по 2016г. обучался по программе магистратуры по очной форме обучения по специальности "Химия" в МИТХТ им. М.В. Ломоносова (отсрочка от призыва предоставлена решением призывной комиссии от 24.10.2013г.); с 2015г. по 2018г. обучался по очной форме обучения в аспирантуре МИТХТ им. М.В. Ломоносова (отсрочка от призыва предоставлена решением призывной комиссии от 21.04.2016г.). Однако 06.12.2018 г. призывная комиссия района Строгино г. Москвы вынесла в отношении истца заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. Данное решение считает незаконным, поскольку в период прохождения призывных мероприятий он являлся по повесткам и не уклонялся от мероприятий связанных с призывом.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Ступников А.А. не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности Шапкина А.Е, который административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков призывной комиссии района Строгино г. Москвы, военного комиссариата г. Москвы по доверенности Семикина Н.С. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований, так как истец до достижения 27 летнего возраста не проходил службу, ни к одной категории граждан, которые в силу п.п. 1 и 2, п.п. "в" п. 3, п. 4, ст. 23 и ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" признаются не прошедшими военную службу по призыву на законных основаниях, он не относится. При таких обстоятельствах, заключение призывной комиссии от 06.12.2018 года вынесено на законных основаниях.
Представитель заинтересованного лица призывной комиссии г. Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 1 марта 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Ступников А.А. просит об отмене решения суда, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Шапкина А.Е, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке имеются, судом допущено неправильное применение норм материального и процессуального права; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (пункт 1 статьи 1), а основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 статьи 22, определяет, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26); устанавливает категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу статей 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с пунктом 19 Положения "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинский обязанности военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинский обязанности военной службе", подпункта "г" пункта 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации N 719 от 27 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Частью 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу, что решение призывной комиссии о признании Ступникова А.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, соответствует требованиям закона, при этом исходил из того, что в материалах личного дела истца имеется справка проректора по учебной работе ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова" от 03.07.2013г. (л.д.53), в которой указано, что истец поступил в магистратуру ФГБОУ ВПО "МИТХТ им. М.В. Ломоносова" на основании приказа о зачислении в магистратуру N 1509-ст от 01.07.2013г, окончание обучения (окончание обучения по программам магистратуры и защиты квалификационной работы) в 2015 году. На основании протокола N 14/243 от 24.10.2013 года вынесено решение о предоставлении отсрочки по ст. 24 п. 2 пп."а" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до 2015 года, 03.07.2015 истцом получена повестка о явке 07.07.2015 к 06 час. 30 мин. в отдел Военного комиссариата г. Москвы по Хорошевскому району СЗАО по адресу: г. Москва, ул. Таманская, д.10, каб. 211 для отправки к месту прохождения военной службы; согласно повестке, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" он призван на военную службу. Согласно копии диплома магистра с отличием ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова" от 03.07.2015 года, истец на момент его призыва на военную службу получил образование (л.д.55).
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований не соглашается, поскольку из материалов дела и личного дела призывника Ступникова А.А. следует, что на основании пп. "а" п.2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" 22.10.2009 года административному истцу была предоставлена отсрочка на период получения высшего образования по программе бакалавриата до 01.04.2013 года
24.10.2013 г. решением призывной комиссии района Строгино г. Москвы Ступникову А.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. "а" п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по программе магистратуры до 2015 года.
21.04.2016 года Ступникову А.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.07.2018 (протокол N21/196) в соответствии с п.п. "б" п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время обучения в аспирантуре до достижения 27 лет.
30.06.2018 Ступников А.А. достиг возраста 27 лет.
При этом, заключением призывной комиссии района Строгино от 06.12.2018 г. Ступников А.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислен в запас.
В соответствии с п. 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
При этом, вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Между тем, административным ответчиком таких доказательств в подтверждение указанных обстоятельств не представлено.
Доказательствами осуществления мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в юридически значимый период и совершения Ступниковым А.А. действий, сопряженных с неисполнением обязанностей по воинскому учету, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, суд первой инстанции не располагал. Из материалов дела следует, что с 2009 года по июль 2018 года административному истцу были предоставлены отсрочки в связи с получением образования.
Ступников А.А, имея отсрочку от призыва на военную службу на период освоения одной образовательной программы, в рамках непрерывного получения высшего образования продолжил освоение образовательных программ высшего образования по образовательной программе следующей его ступени, освоение которой также дает право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" освоение основных образовательных программ завершается итоговой аттестацией.
Вместе с тем ч. 17 ст. 59 указанного Федерального закона установлено, что обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.
В статье 2 названного закона образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (пункты 1, 4).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
При таких данных, судебная коллегия считает, что решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения о признании незаконным решения призывной комиссии района Строгино г. Москвы от 06.12.2018 года, которым Ступников А.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
На основании изложенного и руководствуясь статьи 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 1 марта 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным заключение призывной комиссии района Строгино Северо-Западного административного округа г. Москвы от 6 декабря 2018 г. о признании административного истца Ступникова А.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.