Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича,
судей О.В. Гордеевой, Р.Б. Михайловой,
при секретаре Т.В. Черевичной,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе П.Б. Теплова на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 29 мая 2019 года по административному исковому заявлению П.Б. Теплова к ТУ Росимущества в г. Москве, Префектуре ТиНАО г. Москвы о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения прав,
УСТАНОВИЛА:
П.Б. Теплов обратился в суд с административным исковым заявлением к ТУ Росимущества в г. Москве, Префектуре ТиНАО г. Москвы, оспаривая отказы в формировании земельного участка с кадастровым номером ***, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: ***.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 29 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения, утверждая о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом нарушены нормы материального права.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
П.Б. Теплов, которому на праве собственности принадлежит квартира 3 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***, обратился 3 октября 2018 г. обратился в Префектуру ТиНАО г. Москвы, предоставив протокол общего собрания собственников вышеуказанного многоквартирного дома от 30 сентября 2018 года, которые приняли решение о формировании земельного участка.
Указанное обращение рассмотрено Префектурой ТиНАО г. Москвы и 30 октября 2018 года был дан ответ исх. N ***, в соответствии с которым границы земельного участка уточняются Росимуществом, поскольку земельный участок находиться в собственности Российской Федерации.
31 октября 2018 года П.Б. Теплов обратился в ТУ Росимущества по г. Москве с аналогичным заявлением.
3 декабря 2018 года ТУ Росимущества по г. Москве сообщило П.Б. Теплову о том, что его обращение направлено для рассмотрения арендатору данного земельного участка - ООО "Деревня Простоквашино", которому ранее выдавалось разрешение на строительство указанных домов.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что формирование органами государственной власти земельного участка в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 16 Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" возможно только в случае если на нем расположен многоквартирный жилой дом. Однако жилой дом по адресу: ***, по мнению суда, таковым не является, поскольку относится к домам блокированной застройки.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку вопрос предметом судебной проверки по настоящему делу являются действия административных ответчиков, связанные с рассмотрением обращений П.Б. Теплова, по поводу оказания государственной услуги по формированию земельного участка.
Из предоставленных в материалы дела ответов ТУ Росимущества в г. Москве, Префектуре ТиНАО г. Москвы не следует, что указанными органами оспаривался статус данного строения, как многоквартирного жилого дома. Выводы суда об обратном нельзя признать мотивированными и подтвержденными доказательствами.
Акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.
В то же время вопрос о формировании земельного участка и определении его границ, также не был предметно рассмотрен.
В этой связи судебная коллегия учитывает следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов ( подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установилв ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме ( части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Из частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении от 28 мая 2010 г. N12-П формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, находится в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ТУ Росимущества по г. Москве), утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 5 марта 2009 г. N67 "О реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), ТУ Росимущества по г. Москве осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе по оказанию государственных услуг, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В частности, в соответствии с пунктами 4.1.2 и 4.1.18 Положения Управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров.
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах ( пункт 3 Положения).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ( пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя ( часть 9 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса города Москвы, утвержденного Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N28, основанием для разработки проектов межевания территории являются правовые акты Правительства Москвы или уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Следовательно, именно на ТУ Росимущества по г. Москве лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом.
При этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа П.Б. Теплову в реализации права на формирование земельного участка, поскольку ТУ Росимущества по г. Москве вправе инициировать вопрос о разработке проекта межевания уполномоченным органом.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком ТУ Росимущества по г. Москве не доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец П.Б. Теплов доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, которое подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным решения ТУ Росимущества по г. Москве, оформленного письмом от 3 декабря 2018 года N *** и возложении на ТУ Росимущества по г. Москве обязанности рассмотреть заявление П.Б. Теплова от 31 октября 2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 29 мая 2019 года отменить и вынести по делу новое решение о частичном удовлетворении административного иска П.Б. Теплова:
Признать незаконным решение ТУ Росимущества по г. Москве, оформленное письмом от 3 декабря 2018 года N ***.
Обязать ТУ Росимущества по г. Москве рассмотреть по существу заявление П.Б. Теплова от 31 октября 2018 года о проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка по адресу: ***.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.