Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 марта 2019 года, которым постановлено: "Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СМН" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2016 года на период с 1 января 2017 года и до 1 января 2019 года кадастровую стоимость соответствующую рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: *********:
общей площадью 54,7 кв.м с кадастровым номером ********* в размере 16 765 000 (шестнадцать миллионов семьсот шестьдесят пять тысяч) руб.;
общей площадью 82,4 кв.м с кадастровым номером ********* в размере 24 274 000 (двадцать четыре миллиона двести семьдесят четыре тысячи) руб.;
общей площадью 165,8 кв.м с кадастровым номером ********* в размере 61 267 000 (шестьдесят один миллион двести шестьдесят семь тысяч) руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "СМН" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве является 21 сентября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
установила:
общество с ограниченной ответственностью "СМН" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости соответствующей рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: *********:
общей площадью 54,7 кв.м с кадастровым номером ********* в размере 10 397 605 руб. 93 коп.;
общей площадью 82,4 кв.м с кадастровым номером ********* в размере 15 662 937 руб. 29 коп.;
общей площадью 165,8 кв.м. с кадастровым номером *********, в размере 33 077 176 руб. 27 коп.
В обосновании требований ссылается на то, что является собственником указанных объектов недвижимости и считает, что их кадастровая стоимость, значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как плательщика налога на имущество. В этой связи, истец считает возможным воспользоваться своим правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой представляет отчет об оценке N401/08/17, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "*********".
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца заявленные требования уточнены на основании выводов судебной оценочной экспертизы, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии.
От представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы поступило заявление о рассмотрении иска в отсутствии.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: *********:
общей площадью 54,7 кв.м с кадастровым номером *********;
общей площадью 82,4 кв.м с кадастровым номером *********;
общей площадью 165,8 кв.м. с кадастровым номером *********.
Кадастровая стоимость этих помещений по состоянию на 01.01.2016 утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года".
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 года указанных нежилых помещений административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 21 сентября 2017 года.
Решением Комиссии от 5 октября 2017 года в удовлетворении данного заявления отказано.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости в размере рыночной, административный истец представил в суд отчет об оценке N401/08/17, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "*********", согласно которому по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: *********, определена:
общей площадью 54,7 кв.м с кадастровым номером ********* в размере 10 397 605 руб. 93 коп.;
общей площадью 82,4 кв.м с кадастровым номером ********* в размере 15 662 937 руб. 29 коп.;
общей площадью 165,8 кв.м с кадастровым номером *********, в размере 33 077 176 руб. 27 коп.
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года, а также поставлен вопрос о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено ООО "*********
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке N401/08/17, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "*********", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: *********, составила:
общей площадью 54,7 кв.м с кадастровым номером ********* - 16 765 000 руб.;
общей площадью 82,4 кв.м с кадастровым номером ********* - 24 274 000 руб.;
общей площадью 165,8 кв.м с кадастровым номером ********* - 61 267 000 руб.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.