Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Шаровой О.В, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 24 мая 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Милитари" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2016 года на период до 1 января 2019 года кадастровую стоимость соответствующую рыночной:
земельного участка общей площадью 963 кв.м с кадастровым номером ********, расположенного по адресу: ********, строение 23, в размере 43 058 146 (сорок три миллиона пятьдесят восемь тысяч сто сорок шесть) руб.;
земельного участка общей площадью 671 кв.м с кадастровым номером ********:177, расположенного по адресу: ********, строение 24, в размере 33 785 360 (тридцать три миллиона семьсот восемьдесят пять тысяч триста шестьдесят) руб.;
земельного участка общей площадью 2 431 кв.м с кадастровым номером ********:182, расположенного по адресу: ********, в размере 125 802 772 (сто двадцать пять миллионов восемьсот две тысячи семьсот семьдесят два) руб.;
нежилого помещения общей площадью 8,5 кв.м с кадастровым номером ********:8558, расположенного по адресу: ********, строение 24, в размере 778 557 (семьсот семьдесят восемь тысяч пятьсот пятьдесят семь) руб.;
нежилого помещения общей площадью 2 230 кв.м с кадастровым номером ********:8560, расположенного по адресу: ********, строение 24, в размере 235 833 484 (двести тридцать пять миллионов восемьсот тридцать три тысячи четыреста восемьдесят четыре) руб.;
нежилого помещения общей площадью 2 288,3 кв.м с кадастровым номером ********:8561, расположенного по адресу: ********, строение 24, в размере 237 588 879 (двести тридцать семь миллионов пятьсот восемьдесят восемь тысяч восемьсот семьдесят девять) руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Милитари" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве является 25 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений и земельных участков в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
УСТАНОВИЛА:
ООО "Милитари" обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором уточнив требования, просило об установлении по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости равной рыночной нежилых помещений с кадастровыми номерами ********:8558, ********:8560, ********:8561 и земельных участков с кадастровыми номерами ********, ********:177 и ********:182, согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений, арендатором земельных участков и не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является собственником вышеперечисленных нежилых помещений и арендатором земельных участков.
Кадастровая стоимость помещений по состоянию на 01.01.2016 установлена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г."
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2016 утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы".
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 года указанных объектов недвижимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 25 декабря 2018 года.
Решением Комиссии от 24 января 2019 года в удовлетворении заявлений отказано.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд NО2018-010013-7860, NО2018-010013-7861, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью ****.
С учетом того, что представителем Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, а также поставлен вопрос о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено экспертам ООО "Объективная оценка".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы представленные административным истцом отчеты не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Рыночная стоимость определена:
земельного участка общей площадью 963 кв.м с кадастровым номером ********, расположенного по адресу: ********, строение 23, в размере 43 058 146 руб.;
земельного участка общей площадью 671 кв.м с кадастровым номером ********:177, расположенного по адресу: ********, строение 24, в размере 33 785 360 руб.;
земельного участка общей площадью 2 431 кв.м с кадастровым номером ********:182, расположенного по адресу: ********, в размере 125 802 772 руб.;
нежилого помещения общей площадью 8,5 кв.м с кадастровым номером ********:8558, расположенного по адресу: ********, строение 24, в размере 778 557 руб.;
нежилого помещения общей площадью 2 230 кв.м с кадастровым номером ********:8560, расположенного по адресу: ********, строение 24, в размере 235 833 484 руб.;
нежилого помещения общей площадью 2 288,3 кв.м с кадастровым номером ********:8561, расположенного по адресу: ********, строение 24, в размере 237 588 879 руб.
После проведения судебной оценочной экспертизы, представитель административного истца, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равную их рыночной, на основании выводов эксперта.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 24 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.