Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 23 мая 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "АЗАЛИЯ" к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость соответствующую рыночной нежилых помещений нежилых помещений:
общей площадью 348,1 кв.м с кадастровым номером ******, расположенного по адресу: ******, в размере 36 883 982 (тридцать шесть миллионов восемьсот восемьдесят три тысячи девятьсот восемьдесят два) руб.;
общей площадью 316,2 кв.м с кадастровым номером ******:2024, расположенного по адресу: ******, в размере 33 503 921 (тридцать три миллиона пятьсот три тысячи девятьсот двадцать один) руб.;
общей площадью 115,4 кв.м с кадастровым номером ******:2105, расположенного по адресу: ******, в размере 15 879 940 (пятнадцать миллионов восемьсот семьдесят девять тысяч девятьсот сорок) руб.;
общей площадью 113,6 кв.м с кадастровым номером ******:2121, расположенного по адресу: ******, в размере 15 632 246 (пятнадцать миллионов шестьсот тридцать две тысячи двести сорок шесть) руб.;
общей площадью 17,6 кв.м с кадастровым номером ******:2030, расположенного по адресу: ******, в размере 1 222 101 (один миллион двести двадцать две тысячи сто один) руб.;
общей площадью 17,6 кв.м с кадастровым номером ******:2031, расположенного по адресу: ******, в размере 1 222 101 (один миллион двести двадцать две тысячи сто один) руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "АЗАЛИЯ" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 25 февраля 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛА:
ООО "АЗАЛИЯ" обратилось в суд с административным иском в Московский городской суд, в котором, уточнив требования, просило установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами******, ******:2024, ******:2105, ******:2121, ******:2030 и ******:2031 равной их рыночной стоимости,согласно заключению судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов, принадлежащего ему на праве собственности, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения:
общей площадью 348,1 кв.м с кадастровым номером ******, расположенное по адресу: ******;
общей площадью 316,2 кв.м с кадастровым номером ******:2024, расположенное по адресу: ******;
общей площадью 115,4 кв.м с кадастровым номером ******:2105, расположенное по адресу: ******;
общей площадью 113,6 кв.м с кадастровым номером ******:2121, расположенного по адресу: ******;
общей площадью 17,6 кв.м с кадастровым номером ******:2030, расположенное по адресу: ******;
общей площадью 17,6 кв.м с кадастровым номером ******:2031, расположенное по адресу: ******.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке NАРХ-299/18/М, подготовленный ООО "АРХОНТКОНСАЛТИНГ", согласно которому по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость указанных нежилых помещений определена:
общей площадью 348,1 кв.м с кадастровым номером ******, расположенного по адресу: ******, в размере 31 117 000 руб.;
общей площадью 316,2 кв.м с кадастровым номером ******:2024, расположенного по адресу: ******, в размере 28 463 000 руб.;
общей площадью 115,4 кв.м с кадастровым номером ******:2105, расположенного по адресу: ******, в размере 12 740 000 руб.;
общей площадью 113,6 кв.м с кадастровым номером ******:2121, расположенного по адресу: ******, в размере 12 554 000 руб.;
общей площадью 17,6 кв.м с кадастровым номером ******:2030, расположенного по адресу: ******, в размере 1 115 000 руб.;
общей площадью 17,6 кв.м с кадастровым номером ******:2031, расположенного по адресу: ******, в размере 1 115 000 руб.
Возражая п ротив удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие отчета требованиям действующего законодательства.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза производство которой поручено экспертам ООО "Объективная оценка".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчёт, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилых помещений определена:
общей площадью 348,1 кв.м с кадастровым номером ******, расположенного по адресу: ******, в размере 36 883 982 руб.;
общей площадью 316,2 кв.м с кадастровым номером ******:2024, расположенного по адресу: ******, в размере 33 503 921 руб.;
общей площадью 115,4 кв.м с кадастровым номером ******:2105, расположенного по адресу: ******, в размере 15 879 940 руб.;
общей площадью 113,6 кв.м с кадастровым номером ******:2121, расположенного по адресу: ******, в размере 15 632 246 руб.;
общей площадью 17,6 кв.м с кадастровым номером ******:2030, расположенного по адресу: ******, в размере 1 222 101 руб.;
общей площадью 17,6 кв.м с кадастровым номером ******:2031, расположенного по адресу: ******, в размере 1 222 101 руб.
Истец, согласившись с выводами эксперта, уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной экспертизы.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 23 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.