Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Дмитришиной А.Р,
с участием прокурора Ларионовой О.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4349/2019 по административному исковому заявлению Лачкова Виталия Сергеевича к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 10316.5 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2015 года N952-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 29 декабря 2014 года принято постановление N832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы". Нормативный правовой акт опубликован 13 января 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N2, том 1, а также размещен 30 декабря 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы (приложение 2 к постановлению).
Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2015 года N952-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП. Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72.
В пункт 10316.5 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2015 года N952-ПП, включен дом по адресу: г.Москва, ул. Синявинская, дом 11, корпус 3.
Лачков В.С. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 10316.5 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2015 года N952-ПП, с 25 декабря 2015 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является сособственником жилого помещения по адресу: ***, поэтому он является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом. Включением жилого дома по адресу: г.Москва, ул.Синявинская, дом 11, корпус 3, в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП затрагиваются права и законные интересы административного истца, так как возлагают на него обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта N9255116546. Административный истец считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят с нарушением порядка его принятия и не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности положения части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что п орядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
В судебном заседании административный истец Лачков В.С. поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Правительства Москвы - Говорова Л.Е, Радиулова Н.А, действующие на основании доверенностей и имеющие высшее юридическое образование, административные исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г, полагавшей необходимым отказать в удовлетворить заявленных административных исковых требований, суд приходит к выводу о неправомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2015 года N952-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Непосредственно оспариваемым в части пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы (приложение 2 к постановлению).
Пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4), относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации ( пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения ( часть 1 статьи 168 поименованного кодекса), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции ( пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).
В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.
В соответствии с пунктами 16.4, 16.5 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N2 "Основы жилищной политики города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в жилищной сфере города Москвы относится подготовка и утверждение региональной программы (подпрограмм) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планов реализации указанной программы в порядке и в соответствии с требованиями, которые установлены Правительством Москвы; определение в региональной программе (подпрограммах) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планах реализации указанной программы очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из сроков эксплуатации многоквартирных домов, их технического состояния, а также иных критериев, устанавливаемых Правительством Москвы.
На основании изложенного порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта на территории горда Москвы урегулирован законом субъекта Российской Федерации, в частности пунктами 16.4, 16.5 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N2 "Основы жилищной политики города Москвы", что соответствует требованиям части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что оспариваемым в части приложением 2.2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах утверждение Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы постановлением Правительства Москвы основано на положениях пунктов 16.4, 16.5 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N2 "Основы жилищной политики города Москвы" и соответствует положениям пункта 1 части 2, части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" установлено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 года N25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий), полный текст указанных правовых актов размещается (публикуется) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы N832-ПП от 29 декабря 2014 года подписано Мэром Москвы, официально опубликован 13 января 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N2, том 1, а также размещено 30 декабря 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru. Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2015 года N952-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП, также официально опубликовано 30 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72.
Форма оспариваемого нормативного правового акта соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы".
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением процедуры его принятия, в том числе с соблюдением компетенции и полномочий на принятия оспариваемого нормативного правового акта, с соблюдением требований к форме и виду нормативного правового акта, процедуры его принятия и правил введения нормативных правовых актов в действие. Оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениями пункта 1 части 2, части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Лачкову Виталию Сергеевичу в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 10316.5 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2015 года N952-ПП.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.