Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу и дополнения к ней защитников Демченко В.Ю. и Архина С.Б., поданных в интересах Ассоциации региональных сельхозтоваропроизводителей на вступившие в законную силу постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 22 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ
:
постановлением судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 22 октября 2018 года Ассоциация региональных сельхозтоваропроизводителей (далее Ассоциация РСП, Ассоциация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 14 марта 2019 года постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 22 октября 2019 года оставлено без изменения, жалоба и дополнения к ней защитника Демченко В.Ю. без удовлетворения.
В настоящей жалобе и дополнениях к ней защитники Демченко В.Ю, Архин С.Б. просят об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что Ассоциация РСП не является надлежащим субъектом ответственности по настоящему делу, поскольку не является хозяйствующим субъектом, ведущим предпринимательскую деятельность, приносящую прибыль, и не имеет права на осуществление деятельности в области розничной торговли; выявленного на месте совершения правонарушения иностранного гражданина в качестве участника ярмарки Ассоциация не допускала, работодателем либо заказчиком услуг последнего не является; отсутствие по делу надлежащих и достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии трудовых отношений между Ассоциацией и иностранным гражданином, осуществлявшим торговлю продукцией на ярмарке в момент выявления правонарушения; протокол осмотра территории является недопустимым по делу доказательством, поскольку личность указанных в нем понятых достоверно не установлена; наличие противоречий в данных технического средства, применявшегося для фотофиксации правонарушения; отсутствие реальных действий, свидетельствующих о проведении по делу административного расследования, копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в адрес Ассоциации не направлялась; незаконное составление протокола об административном правонарушении без надлежащего извещения Ассоциации РСП о дате, месте и времени совершения данного процессуального действия; незаконное отклонение судьей Московского городского суда ходатайств о вызове и допросе свидетелей защиты, а также понятых; допущенные судебными инстанциями нарушения принципа презумпции невиновности, а также требований ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
В развитие приведенной выше правовой нормы постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 N 1467 установлена на 2018 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации, которая на 2018 год в сфере торговли розничной в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) составляет 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
Как следует из материалов дела 15 июня 2018 года в 13 час. 15 мин. в ходе проверки выполнения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве по адресу: г. Москва, ул. Сеславинская, вл. 12 было выявлено, что в нарушение требований п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 04.12.2017 N 1467 "Об установлении на 2018 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации" Ассоциация РСП допустила к осуществлению трудовой деятельности в качестве продавца на региональной ярмарке по вышеуказанному адресу гражданина Республики **** Равшанова Б.М.
Указанные обстоятельства послужили основанием к привлечению Ассоциации РСП к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Содержание ст. 28.2 КоАП РФ указывает на то, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, не является недостатком протокола.
Между тем из материалов дела следует, что 21 августа 2018 года в 10 часов 00 минут в отношении Ассоциации РСП инспектором ГИАЗ ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ. Данный протокол составлен в отсутствии законного представителя Ассоциации, который, как указано должностным лицом, извещен надлежащим образом (л.д. 1).
Между тем названное обстоятельство не нашло свое объективное подтверждение материалами дела, согласно которым 14 августа 2018 г. в адрес Ассоциации РСП направлялась телеграмма о вызове её директора в ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве 21 августа 2018 г. в 10 часов 00 минут для предоставления документов и проведения административного расследования (л.д. 59), во исполнение определения от 02 августа 2018 года (л.д.3 т.1).
Сведений о том, что 21 августа 2018 года в 10 часов 00 минут в отношении Ассоциации будет составляться протокол об административном правонарушении, названная телеграмма не содержит. 30 августа 2018 года представитель Ассоциация РСП получил уведомление о явке на 11 сентября 2018 года к 10 часам 00 минут для представления документов и составления протокола (л.д.55 т.1)
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что Ассоциация РСП не была извещена надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 21 августа 2018 года, данный протокол составлен в отсутствие его законного представителя либо защитника с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о нарушении должностным лицом ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу требований ст. 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о несоблюдении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела должностным лицом, а также законность решений, принятых судебными инстанциями, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям ст.ст. 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые по делу.
Согласно частям 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 22 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 14 марта 2019 года, вынесенные в отношении Ассоциации РСП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу и дополнения к ней защитников Демченко В.Ю. и Архина С.Б.- удовлетворить.
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 22 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, в отношении Ассоциации региональных сельхозтоваропроизводителей отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.