Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Порфирьевой Л.В., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатирующая компания "Городские усадьбы", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 246 Даниловского района города Москвы от 25 февраля 2019 года и решение судьи Симоновского районного суда города Москвы от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 246 Даниловского района города Москвы от 25 февраля 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатирующая компания "Городские усадьбы" (далее - ООО "ЭК "Городские усадьбы", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Симоновского районного суда города Москвы от 24 апреля 2019 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Порфирьевой Л.В. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Порфирьева Л.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылается на то, что в нарушение ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ Общество дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же деяния (бездействие), связанного с не предоставлением ответа на запрос, а именно по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и ст. 19.7 КоАП РФ; отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, поскольку запрос об истребовании документов, направленный по истечению срока проведения проверки по адресу: г. Москва, ул. Малахитовая, дом 7, этаж 2, пом. I ком. 17, не являющимся адресом местонахождения Общества, указанным в ЕГРЮЛ, Общество не получало; направление запроса осуществлено административным органом по истечение сроков проведения внеплановой документарной проверки; в протоколе об административном правонарушении не надлежащим образом описано событие административного правонарушения, не установлены точная дата и время правонарушения; незаконный отказ мирового судьи в допуске к участию в деле защитника Порфирьевой Л.В, при наличии у неё надлежащим образом оформленной доверенности; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 указанного Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ определено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП (далее - Административный регламент), государственная функция по надзору осуществляется уполномоченными должностными лицами Мосжилинспекции и может быть осуществлена в форме плановых и внеплановых (документарных и выездных) проверок исполнения обязательных требований при осуществлении органами власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В целях, связанных с исполнением государственной функции, уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции при исполнении государственной функции имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов документы и информацию, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки, соблюдения обязательных требований, а также представление которых предусмотрено в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы (п. 1.8 Административного регламента).
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что в рамках проведения документарной проверки в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ юридические лица, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения ООО "ЭК "Городские усадьбы" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, составленном 30 января 2019 года должностным лицом Мосжилинспекции, выводы о не предоставлении ООО "ЭК "Городские усадьбы" в установленный срок в Жилищную инспекцию по ЦАО города Москвы, проводящей внеплановую документарную проверку, документы, необходимых для проведения проверки.
Данное обстоятельство повлекло за собой невозможность проведения в отношении ООО "ЭК "Городские усадьбы" внеплановой документарной проверки.
Вместе с тем состоявшиеся по настоящему делу акты нельзя признать законными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Аналогичное требование установлено п. 2.6 Административного регламента, согласно которому максимальный срок проведения проверок в отношении одного лица не может превышать 20 рабочих дней.
В силу частей 1 и 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ).
Как указано в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится в силу п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ относится нарушение требований, предусмотренных п. 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) ст. 15 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела в Жилищную инспекцию по ЦАО города Москвы поступило обращение собственника помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Советской Армии, д. 6, по вопросу нарушения требований жилищного законодательства при организации и проведении общих собраний собственников помещений указанного многоквартирного дома.
18 октября 2018 года распоряжением N РЛ-Ц-02105 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы, с целью проверки изложенных в обращении фактов, в отношении ООО "ЭК "Городские усадьбы" назначена внеплановая документарная проверка сроком проведения с 19 октября 2018 года по 26 октября 2018 года.
Копия названного распоряжения, в котором указан перечень документов, представление которых необходимо для проведения проверки, а также запрос на предоставление тех же документов, направлены в адрес Общества - г. Москва, 2-я Рощинская, д. 4, эт. 3, пом. 1, ком. 8, офис 45А, почтовым отправлением, которому присвоен идентификационный номер 11901926055562 (л.д. 11-14).
26 октября 2018 года должностным лицом Мосжилинспекции составлен сводный акт проверки, в котором зафиксировано следующее: "почтовое отправление, которому присвоен идентификационный номер 11901926055562 Обществом не получен. В связи с истечением срока проведения проверки, а также с не предоставлением по состоянию на 26 октября 2018 г. сведений и документов по запросу Инспекции, позднее будет возбуждена внеплановая документарная проверка, в рамках которой при предоставлении документов по запросу будет проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства" (л.д. 7).
В дальнейшем, 03 декабря 2018 года, в адрес Общества, изменившего свой юридический адрес на - г. Москва, ул. Малахитовая, д. 7, эт. 2, пом. 1, ком. 17 Мосжилинспекцией направлен запрос на предоставление документов аналогичного содержания с запросом от 23 октября 2018 г. (л.д. 15-16, 17).
Между тем в нарушение вышеприведенных правовых норм Федерального закона N 294-ФЗ распоряжение руководителя Государственной жилищной инспекции города Москвы о проведении проверки, в рамках которых был направлен запрос от 03 декабря 2018 года, в материалах дела отсутствует. Распоряжение о продлении в соответствии с пп. 2.6 и 2.7 Административного регламента срока проведения внеплановой документарной проверки, назначенной распоряжением N РЛ-Ц-02105 от 18 октября 2018 года, также не издавалось.
Следовательно, по делу имеются основания для вывода о том, что Общество не уведомлялось о проведении внеплановой документарной проверки, а должностным лицом Мосжилинспекции допущено грубое нарушение установленных требований к организации и проведению проверок (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Оснований для признания ООО "ЭК Городские усадьбы" не исполнившим требования запроса от 23 октября 2018 года о предоставлении документов, направленного в адрес Общества в рамках назначенной в период с 19 октября 2018 г. по 26 октября 2018 г. внеплановой документарной проверки, не имеется, поскольку в вину Обществу данное обстоятельство в качестве события правонарушения не вменено.
Приведенные выше обстоятельства в совокупности не позволяют сделать вывод о наличии в деянии Общества вины и его уклонении от проведения проверки, тем самым виновность ООО "ЭК "Городские усадьбы" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ по делу не доказана.
Помимо этого мировым судьей при рассмотрении дела допущено процессуальное нарушение, выразившееся в следующем.
Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В силу ч. 2 и 3 ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Данные разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Из материалов дела усматривается, что 25 февраля 2019 года мировой судья рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ЭК "Городские усадьбы" и вынес постановление о назначении административного наказания в отсутствии законного представителя или защитника Общества, указав на то, что в суд явилась защитник Порфирьева Л.В, которая не была допущена к участию в деле ввиду отсутствия у нее документов, подтверждающих полномочия по осуществлению защиты ООО "ЭК "Городские усадьбы".
Между тем согласно имеющейся в деле копии доверенности, выданной Порфирьевой Л.В. генеральным директором ООО "ЭК "Городские усадьбы" Казинццем В.Л. 24 августа 2018 года, ей предоставлено право представлять интересы Общества при рассмотрении споров в судах общей юрисдикции, в том числе, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, быть защитником, представителем, с правом ознакомления с материалами дела, подачи и подписи ходатайств (л.д. 120).
Таким образом, предоставленная Порфирьевой Л.В. мировому судье доверенность отвечает требованиям статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем она была вправе участвовать в судебном заседании и представлять интересы ООО "ЭК "Городские усадьбы" при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оснований для отказа защитнику Порфирьевой Л.В. в допуске к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "ЭК "Городские усадьбы" не имелось.
Следовательно, не допустив к участию в деле защитника Порфирьеву Л.В, полномочия которой были удостоверены в соответствии с законом, мировой судья нарушил гарантированное Конституцией Российской Федерации право ООО "ЭК "Городские усадьбы", как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.
В связи с этим допущенное процессуальное нарушение является существенным, поскольку юридическое лицо было лишено предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях гарантий защиты своих прав и законных интересов при возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких данных постановление мирового судьи судебного участка N 246 Даниловского района города Москвы от 25 февраля 2019 года и решение судьи Симоновского районного суда города Москвы от 24 апреля 2019 года, вынесенные в отношении ООО "ЭК "Городские усадьбы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ЭК "Городские усадьбы" подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Порфирьевой Л.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 246 Даниловского района города Москвы от 25 февраля 2019 года и решение судьи Симоновского районного суда города Москвы от 24 апреля 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатирующая компания "Городские усадьбы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.