Судья Московского городского суда Клюева А.И., изучив кассационную Макаршевой О.Н., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 28 августа 2019 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2019 года по гражданскому делу по иску Макаршевой О.Н. к ГУ МВД России по Московской области о взыскании денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, на приобретение продовольственных товаров.
установил:
Макаршева О.Н. 13.02.2018 года обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Московской области, в котором с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила о взыскании с ответчика ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.06.2018 года в размере 903,27 руб, с последующей индексацией в установленном законом порядке и взыскании задолженности по ее выплате за период с 01.08.2017 года по 31.05.2018 года в сумме 9 803,79 руб, а также ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01.06.2018 года в размере 4 728,36 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке и взыскании задолженности по ее выплате за период с 01.01.2015 года по 31.05.2018 года в сумме 175 874,52 руб, основывая требования на положениях п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В обоснование своих исковых требований указала, что является вдовой **, участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, признанного инвалидом 2 группы по причине увечья, полученного при исполнении служебных обязанностей, связанного с аварией на ЧАЭС, умершего 20.03.1995 года; после смерти мужа истице как члену семьи умершего инвалида ЧАЭС ответчиком выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, выплата которой прекращена с 01.08.2017 года, кроме того, ответчик отказал истице в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью как члену семьи умершего инвалида в связи с исполнением обязанностей военной службы; указанные действия ответчика истица полагает незаконными, нарушающими ее права вдовы военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 26 ноября 2018 года постановлено:
иск Макаршевой О.Н.к ГУ МВД России по Московской области о взыскании денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, на приобретение продовольственных товаров удовлетворить частично,
взыскивать с ГУ МВД России по Московской области в пользу Макаршевой О. Н. ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 10 марта 2017 г. в размере 4 311,25 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке,
в удовлетворении иска Макаршевой О.Н. к ГУ МВД России по Московской области в остальной части отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2019 года постановлено:
решение Тверского районного суда города Москвы от 26 ноября 2018 года в части взыскания с ГУ МВД России по Московской области в пользу Макаршевой О.Н. ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", отменить,
принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Макаршевой О.Н. к ГУ МВД России по Московской области о взыскании ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", отказать,
в остальной части решение Тверского районного суда города Москвы от 26 ноября 2018 года оставить без изменения.
В кассационной жалобе Макаршевой О.Н. содержится просьба об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2019 года.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ).
Оснований для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, указанных в ст. 387 ГПК РФ, по доводам кассационной жалобы не установлено.
В ходе рассмотрения спора судом первой инстанции установлено, что Макаршева О.Н, ** года рождения, с ** года состояла в зарегистрированном браке с Макаршевым И.М, *** года рождения, являвшимся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и получателем компенсаций и льгот, установленных Законом РФ от 15.05.1992 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1992 N 1244-1, признанным в 1994 году инвалидом ** группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, умершим ** году в возрасте *** лет.
До 01.08.2017 года ответчик выплачивал истице ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1 как вдове Макаршева И.М, с 01.08.2017 года выплата указанной компенсации истице прекращена, о чем ответчик направил в адрес истицы сообщение от 31.07.2017 года, в котором указал, что право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1, не распространяется на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, как при их жизни, так и после их смерти.
10.03.2017 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на основании ч.ч. 9-11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", на которое 24.04.2017 года ответчиком дан ответ об отсутствии условий для ее назначения, поскольку инвалидность ** группы Макаршеву И.М. была установлена вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, а не вследствие военной травмы.
Разрешая требования Макаршевой О.Н. в части взыскания ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 14 Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1, Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым утверждены в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, пришел к выводу об отказе в иске в этой части, поскольку положения действующего законодательства предусматривают, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона РФ от 15.05.1992 N 1244-1, распространяются на членов его семьи только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки, при этом законом определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, к которым относятся сами граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС (среди них инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), и не достигшие 14-летнего возраста дети, проживающие с ними, а другие члены семьи указанных граждан, в том числе жены и вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, не названы в качестве субъектов, имеющих право на такую компенсацию.
В указанной части решение суда сторонами в апелляционном порядке не обжаловалось.
Рассматривая спор в части взыскания ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, суд первой инстанции установил, что супруг истца Макаршев И.М. проходил военную службу во внутренних войсках МВД России; по результатам освидетельствования ВВК войсковой части ** от ** года признан негодным к военной службе по причине увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, являлся получателем пенсии по линии МВД России на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1). Решением Тверского районного суда города Москвы от 18.12.2009 года Макаршевой О.Н. назначена пенсия на льготных условиях по случаю потери кормильца с 01.10.2007 года, т.е. по достижении ** лет, на основании ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 как супруге лица, указанного в ст. 1 Закона, умершего вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 Закона, а именно - как инвалида вследствие военной травмы.
Удовлетворяя в части заявленных истцом требований, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришел к выводу, что условия для выплаты истце как члену семьи умершего инвалида вследствие военной травмы ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, установленной ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", имеются, в связи с чем обязал ответчика производить указанные выплаты ежемесячно с последующей индексацией в установленном законом порядке, начиная с 10.03.2017 года, т.е. с момента обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении данной выплаты.
Однако, суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции не согласился, по следующим основаниям.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ) каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
П. 1 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ предусмотрено, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним; при этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга, достигшая возраста 50 лет или являющаяся инвалидом.
В соответствии с ч. 17 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ порядок финансирования и осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью (смертью) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ.
Согласно абз. 4 пп. "б" п. 4 названных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", член семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, подает в уполномоченный орган по месту жительства копию свидетельства о смерти инвалида.
При этом, по смыслу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, помимо копии свидетельства о смерти инвалида заявитель должен подать копию документа, подтверждающего, что смерть инвалида наступила вследствие военной травмы.
Судебная коллегия отметила, что из содержания приведенных правовых норм, регулирующих спорные отношения, следует, что условием выплаты членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, ежемесячной денежной компенсации является подтверждение факта, что смерть указанных лиц наступила вследствие военной травмы.
Вместе с тем термин "военная травма" в контексте Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ применен в качестве юридико-технического сокращения, без конкретизации заболеваний, причин их возникновения, а также обязанностей военной службы, при исполнении которых эти заболевания получены военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы.
Причинная связь конкретных заболеваний, увечий (ранения, травмы, контузии) у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с прохождением военной службы в силу ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливается военно-врачебной экспертизой, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.
Согласно пп. "а" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма" при наличии у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, увечий и заболеваний, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.
В случае, если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, врачебная комиссия выносит заключение с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (пп. "в" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Отменяя решение суда в части взыскания ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью и отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, суд апелляционной инстанции, верно указал, что на категорию граждан, к которой относится истца, распространяются социальные гарантии, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку заболевание получено супругом Макаршевой О.Н. в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подпадает под перечень заболеваний, которые действующим законодательством признаются военной травмой, в связи с чем, истица не входит в круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ и Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142.
Судебная коллегия указала, что основания для назначения истице ежемесячной денежной компенсации и признании права на получение и выплату ежемесячной денежной компенсации у суда первой инстанции отсутствовали.
Выводы апелляционной инстанции являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленным доказательствам, и основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке служить не могут.
Положениями статей 378, 386, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При вынесении судебных постановлений существенных нарушений норм материального и норм процессуального права допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. ст. 383, 387 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Макаршевой О.Н, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2019 года по гражданскому делу по иску Макаршевой О.Н. к ГУ МВД России по Московской области о взыскании денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, на приобретение продовольственных товаров, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.