Судья Верховного Суда Республики Бурятия Казанцева Т.Б., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Поликлиника врачей общей практики" на постановление Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 28 мая 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО "Поликлиника врачей общей практики",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 28 мая 2019г. ООО "Поликлиника врачей общей практики" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В жалобе на указанное постановление ООО "Поликлиника врачей общей практики" просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, неверную квалификацию действий (бездействия) общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей ООО "Поликлиника врачей общей практики" Дармаева Б.З, Алексеева В.Б, Иванову Н.Ц, поддержавших доводы жалобы, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственного инспектора отдела организации, контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ Санжиеву Ж.С, возражавшую против удовлетворения жалобы, суд приходит к выводу, что основания для отмены постановления отсутствуют, однако оно подлежит изменению в части размера назначенного наказания.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к изложенной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч.11 ст.19 Федерального закона N99-ФЗ от 04.05.2017г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться в том числе нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Пункт 6 Положения устанавливает, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. N291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются в том числе:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи,
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
Частями 1, 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан) установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями (п.1 ч.2 ст.73 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Порядок оказания педиатрической помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012г. N366н (далее - Порядок оказания педиатрической помощи). Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2812.2012г. N1654н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при острых назофарингите, ларингите, трахеите и острых инфекциях верхних дыхательных путей легкой степени тяжести (далее - Стандарт). Критерии оценки качества медицинской помощи утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017г. N203н (далее - Критерии).
Комиссией Территориального органа Росздравнадзора по РБ на основании приказа руководителя N106 от 01.04.2019г. была проведена внеплановая документарная проверка ООО "Поликлиника врачей общей практики" по фактам, указанным в обращении Н. о ненадлежащем оказании медицинской помощи ее малолетней дочери Сокольниковой К.С.
По результатам проверки составлен акт от 29.04.2019г. и составлен протокол об административном правонарушении от 30.04.2019г, из которого следует, что ООО "Поликлиника врачей общей практики" при оказании медицинской помощи С. был нарушен Порядок оказания педиатрической помощи, Стандарт, кроме того, было выявлено ненадлежащее осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, что свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований, предусмотренных подп. "а", "б" ст.5 Постановления правительства РФ о лицензировании медицинской деятельности.
Изложенные в протоколе обстоятельства послужили основанием для привлечения судом ООО "Поликлиника врачей общей практики" к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
При рассмотрении делам судом было установлено, что вопреки требованиям подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности при оказании амбулаторной помощи несовершеннолетней С. допущено нарушение требований п.5 ст.70 Федерального закона об основах охраны здоровья, п.5 Приложения N1 к указанному Порядку, поскольку врач-педиатр во время повторного посещения больного ребенка не отразила по дням динамику ухудшения самочувствия ребенка, продолжающуюся лихорадку в течение 6-7 дней, не уточнила у матери о повторных (дважды) обращениях на станцию неотложной помощи за период с 7 марта 2019г. по 10 марта 2019г, с учетом степени тяжести состояния ребенка не решилавопрос о начале антибактериальной терапии, не назначила рентгенологическое исследование органов грудной клетки, не установиладиагноз с учетом OAK, не решилавопрос о госпитализации ребенка в профильное детское отделение, то есть не проведена своевременная коррекция плана лечения и обследования больного ребенка.
Кроме того, при оказании медицинской помощи несовершеннолетней С. не соблюдены требования подп. 11 ч.1 ст.79 Федерального закона N323-ФЗ, п.2.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, отсутствует план обследования при первичном посещении ребенка; в установлении клинического диагноза нет интерпретации общего анализа крови; отсутствует обоснование клинического диагноза; лекарственные препараты назначены по торговым наименованиям, а не по МНН.
В связи с выявленными фактами нарушения порядка оказания педиатрической помощи, стандартов ООО "Поликлиника врачей общей практики" правомерно было привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Материалы дела объективно свидетельствуют о грубом нарушении ООО "Поликлиника врачей общей практики" лицензионных требований, предусмотренных подп. "а" и "б" п.5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. N291, повлекшем за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Закона о лицензировании, за что наступает административная ответственность, установленная частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Вышестоящий суд не находит оснований для переоценки выводов суда в указанной части, однако приходит к выводу, что из постановления подлежат исключению выводы относительно нарушения ООО "Поликлиника врачей общей практики" п.2.1 Критериев оценки качества медицинской помощи в части нарушений при ведении электронной медицинской карты ребенка (отсутствие истории развития ребенка; не заполнены все разделы, предусмотренные амбулаторной картой; отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство), поскольку из пояснений представителя ООО "Поликлиника врачей общей практики", подтвержденных также пояснениями потерпевшей Н, данными вышестоящему суду, следует, что медицинской организацией медицинская карта ребенка велась на бумажном носителе и была изъята органами следствия в связи с возбужденным по факту смерти С. уголовным делом. Таким образом, предметом оценки Территориального органа Росздравнадзора являлись лишь записи о двух посещениях врача-педиатра и лабораторные анализы ребенка, медицинская карта пациента исследована не была.
В связи с изложенным приведенные в протоколе и постановлении выводы о наличии нарушений при ведении медицинской документации материалами дела не подтверждены.
С учетом изложенного, а также отсутствия отягчающих вину юридического лица обстоятельств вышестоящий суд считает возможным снизить размер штрафа до минимального, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ для юридических лиц - 150000 рублей.
Доводы жалобы о неверной квалификации правонарушения по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, в то время как ООО "Поликлиника врачей общей практики" является коммерческой организацией, подлежат отклонению, поскольку медицинская организация оказывала бесплатную медицинскую помощь С. в рамках ОМС и Территориальной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 мая 2019 года изменить в части, снизив размер назначенного административного штрафа до 150000 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.