Судья Верховного Суда Республики Бурятия Казанцева Т.Б., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Чистый город" на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории NТ-144 от 13 мая 2019г. и решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 июня 2019 года, принятое по жалобе ООО "Чистый город" на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории NТ-144 от 13 мая 2019г. ООО "Чистый город" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 170000 рублей.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 16 июня 2019г, принятым по жалобе ООО "Чистый город", постановление оставлено без изменения.
В жалобе на указанные постановление и решение ООО "Чистый город" просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ООО "Чистый город" Стецуру Т.С, поддержавшую доводы жалобы, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории Алексееву А.Н. и помощника Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Бардонову М.А, возражавших против удовлетворения жалобы, суд приходит к выводу, что постановление постановлено законно и обоснованно, однако подлежит изменению в части размера назначенного штрафа.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохранения биологического разнообразия, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.51 Федерального закона N7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской федерации.
При обращении с отходами производства и потребления запрещается деятельность, в том числе по сбросу отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч.ч.6, 7 ст.12 Федерального закона N89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как видно из материалов дела в процессе производственной деятельности ООО "Чистый город" осуществляет сбор и транспортирование отходов производства и потребления II - IV класса опасности (лицензия N "... ".).
Размещение твердых коммунальных отходов осуществляется ООО "Чистый город" на земельном участке, предоставленном МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством Администрации муниципального образования "г.Северобайкальск" на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества от 01.01.2017г. N "... ", для использования под площадку временного хранения и размещения твердых бытовых отходов.
Согласно государственной статотчетности N 2-тп (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании" за 2018 год ООО "Чистый город" на эксплуатируемом объекте были захоронены отходы в объеме 18901,930 тонн.
При этом размещение отходов в нарушение ч.7 ст.12 Федерального закона N89-ФЗ осуществлялось на земельном участке, который не состоит в государственном реестре объектов размещения отходов, что обоснованно послужило основанием для привлечения ООО "Чистый город" к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Вышестоящий суд оснований для переоценки выводов должностного лица и суда, рассмотревшего жалобу на постановление, не находит, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ применительно к нормам материального права, регулирующим указанные правоотношения.
Ссылки в жалобе на положения п.п. 2.1, 8, 9 ст. 29.1 Федерального закона N89-ФЗ, на основании которых запрет, установленный п.7 ст.12 данного Федерального закона, не распространяется на спорный земельный участок, подлежат отклонению.
Согласно ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального Закона от 25.12.2018г. N483-ФЗ) до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи (п.2.1.).
В соответствии с п.8 ст.29.1 указанного закона до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Указанные изменения в ст.29.1 Закона об отходах производства и потребления были приняты Федеральным законом от 25.12.2018г. N483-ФЗ и вступили в силу 05.01.2019г, потому на правоотношения по размещению отходов, имевшие место в 2018г, в связи с которыми Общество было привлечено к административной ответственности, не распространяются.
Доводы заявителя жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером "... ", указанный в постановлении как место совершения административного правонарушения, не существует, правового значения не имеет, поскольку факт размещения отходов на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, подтверждается материалами дела, при этом земельные участки с кадастровыми номерами "... ", как и земельного участка с кадастровым номером "... ", который был снят с кадастрового учета в связи с раздело, в указанный реестр не внесены.
Между тем, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о возможности снижения размера назначенного административного наказания за совершенное правонарушение.
Санкцией ст.8.2 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были установлены отягчающие вину юридического лица обстоятельства, основания для назначения штрафа в размере, превышающем минимальный установленный санкцией статьи (100000 руб.) отсутствовали
Согласно п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
С учетом установленных обстоятельств, положений п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25 февраля 2014г. N4-П, целей административного наказания, установленных ст.3.1 КоАП РФ, учитывая финансовое положение юридического лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие отягчающих вину обстоятельств и информации о привлечении ранее к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, судья вышестоящего суда приходит к выводу о необходимости снижения установленного в отношении ООО "Чистый город" административного наказания до 50 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 июня 2019 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 13 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Чистый город" изменить в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 50000 рублей.
В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья: Казанцева Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.