Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н., при секретаре Долонове Ц-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации муниципального образования сельское поселение "Сотниковское" Иволгинского района Республики Бурятия Петрунина М.А. на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 15 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального образования сельское поселение "Сотниковское" Иволгинского района Республики Бурятия
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Иволгинского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шулунова Д.П. от 24 мая 2019 года N 30 Администрация МО СП "Сотниковское" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 151 000 руб.
Решением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 15 июля 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, представитель администрации МО СП "Сотниковское" Петрунин М.А. просит решение районного суда отменить, поскольку указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения не относятся к первичным мерам пожарной безопасности.
В судебное заседание, лица участвующие в деле, будучи извещенными не явились.
Проверив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статьей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно правовой позиции, содержащейся в абзаце четвертом пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
При подаче жалобы на решение судьи районного суда Петруниным М.А. доверенность не приложена. В материалах дела представлены копия доверенности от 05 мая 2019 года (л.д. 44), копия доверенности без даты и номера (л.д. 11), в которых право представителя Петрунина М.А. на подписание и подачу жалобы на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не оговорено.
Таким образом, производство по жалобе представителя администрации МО СП "Сотниковское" Петрунина М.А, не имеющего права на подписание и подачу жалоб на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, подлежит прекращению, а жалоба возвращению заявителю без рассмотрения по существу.
При этом следует отметить, что администрация не лишена возможности защитить свои права в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем обращения с жалобой на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда по результатам рассмотрения жалобы, с соблюдением процессуального порядка обжалования.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
производство по жалобе представителя администрации муниципального образования сельское поселение "Сотниковское" Иволгинского района Республики Бурятия Петрунина М.А. на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 15 июля 2019 годапо делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального образования сельское поселение "Сотниковское" Иволгинского района Республики Бурятия прекратить, жалобу - возвратить.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.