Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Гончиковой И.Ч,
судей Кушнаревой И.К, Дампиловой Ц.В,
при секретаре Петровой Е.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифановой Валентины Степановны к государственному учреждению Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Республике Бурятия о включении в специальный стаж периодов работы и досрочном назначении пенсии,
по апелляционным жалобам истца Трифановой В.С, представителя ответчика Ханхаловой Д.Д. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 апреля 2019 года,
которым постановлено:
" Исковые требования Трифановой В.С. удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Трифановой В.С. с 18 октября 1991г. по 1 ноября 1995г. в должности учителя математики средней школы N 28 Республики Казахстан.
В остальной части требований Трифановой В.С. отказать".
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, ознакомившись с апелляционными жалобами, возражением на неё и материалами дела, выслушав объяснения истца Трифановой В.С, ее представителя Коробенкова Н.В. - по ордеру; представителя ответчика по доверенности Дамбиевой Е.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ГУ Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда РФ в РБ (далее - Центр; пенсионный орган), Трифанова В.С. просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы с 01.09.1986г. по 25.09.1991г. в должности секретаря-машинистки средней школы N 9 г. Джамбула Республики Казахстан в связи с осуществлением по совместительству педагогической деятельности; с 18.10.1991г. по 01.11.1995г. учителем математики средней школы N 28 Республики Казахстан; с 14.11.1995г. по 26.07.1996г. учителем математики средней школы N 10 Республики Казахстан; с 27.07.1996г. по 15.05.2002г. учителем математики средней школы N 10 Республики Казахстан.
Исковые требования мотивированы тем, что 26.10.2018г. пенсионный орган отказал Трифановой В.С. в досрочном назначении страховой пенсии ввиду недостаточности педагогического стажа. Считает отказ пенсионного органа незаконным, поскольку в периоды, исключенные из педагогического стажа, истец работала учителем, в том числе по совместительству с 01.09.1986г. в период работы секретарем-машинисткой. Трифанова В.С. полагает, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, Соглашением от 13.03.1992г. "О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения" (далее-Соглашение), Федеральным Законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ " О страховых пенсиях".
В суде первой инстанции истец Трифанова В.С, её представитель Коробенков Н.В. на требованиях настаивали.
Ответчик Центр в лице представителя Дамбиевой Е.Б, иск не признала ввиду отсутствия педагогического стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии.
Судом постановлено указанное выше решение ( л.д.109-114).
В апелляционной жалобе истец Трифанова В.С. просит решение отменить, ссылаясь на необоснованность вывода суда о необходимости подтверждения льготного трудового стажа путем направления запросов компетентных органов государств - участников Соглашения от 13.03.1992г, так как трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж. Считает, что только при отсутствии трудовой книжки справки соответствующих компетентных органов Республики Казахстан могли бы подтверждать трудовой стаж. Отсутствие информации компетентных органов Республики Казахстан не может служить основанием для отказа в досрочном назначении страховой пенсии.
Периоды работы с 08.10.1987г, с 01.09.1986г. по 25.09.1991г. учителем математики подтверждены записями в трудовой книжке, соответственно, нет необходимости подтверждать педагогический стаж.
Периоды работы по совместительству учителем математики с 01.09.1986г. по 08.10.1987г. (секретарь-машинистка основная работа) незаконно исключены из педагогического стажа, поскольку применение ст. 30 N 400-ФЗ не должно ставиться в зависимость от наименования должности. Кроме того, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 463 работа по совместительству включается в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Период работы с 14.11.1995г. по 26.07.1996г. учителем математики средней школы N 10 Республики Казахстан незаконно не включен в педагогический стаж, так как стаж подтвержден записью в трудовой книжке. Считает недопустимыми доказательства, на основании которых суд отказал во включении спорного периода в педагогический стаж ( л.д.157-163).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда РФ в РБ Ханхалова Д.Д. просила решение суда отменить ввиду того, что в настоящее время не возникли правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии, ввиду отсутствия 25 лет педагогического стажа; неуказания нормы права в соответствии с которой Центр обязан совершить действия по исполнению решения суда ( л.д.146-148).
В суде апелляционной инстанции истец Трифанова В.С, её представитель Коробенков Н.В. наставили на доводах своей жалобы, жалобу пенсионного органа не признали.
Представитель пенсионного органа Дамбиева Е.Б. на жалобе Центра настаивала, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения истца, представителей сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражение, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.10.2018г. Трифанова В.С. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
26.10.2018г. пенсионный орган принял решение, которым отказал Трифановой В.С. в досрочном назначении страховой пенсии ввиду недостаточности специального стажа, дающего право на страховую пенсию, так как у истца имеется педагогический стаж 16 лет 1 месяц 14 дней вместо требуемых 25 лет.
Пенсионным органом не зачтены в педагогический стаж следующие периоды.
С 01.09.1986г. по 25.09.1991г. в должности секретаря-машинистки средней школы N 9 г. Джамбул (ныне г. Тараз) Республики Казахстан;
с 18.10.1991г. по 01.11.1995г. учителем математики средней школы N 28 Республики Казахстан;
с 14.11.1995г. по 26.07.1996г. учителем математики средней школы N 10 г. Тараз Республики Казахстан;
с 27.07.1996г. по 15.05.2002г. учителем математики средней школы N 10 г. Тараз Республики Казахстан.
Разрешая спор и удовлетворяя иск в части, районный суд исходил из доказанности периода работы истца с 18.10.1991г. по 01.11.1995г. в должности учителя средней школы N 28 Республики Казахстан и в связи с осуществлением по настоящее время педагогический деятельности на территории Российской Федерации принял решение о включении данного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Во включении остальных спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, районный суд отказал ввиду несоответствия наименования должности Списку N 781; недостаточности педагогической нагрузки в период осуществления работы в должности секретаря-машинистки с 01.09.1986г. по 25.09.1991г. Периоды работы с 14.11.1995г. по 15.05.2002г. учителем математики в средней школе N 10 г. Тараз не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, из-за недоказанности факта работы.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действовавшего на время обращения истца в пенсионный орган, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.19 ч.1 ст. 30 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно ч. 3,4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее N 400-ФЗ) в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 11 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13.03.1992г. следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
В силу ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств- участников Соглашения (ст.5).
В соответствии с ч.2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что в Соглашении право на досрочное назначение страховой пенсии ограничено действие Соглашения в части зачета в стаж периодов работы, выполняемой за пределами РФ, датой его вступления в силу ( до 13.03.1992г.).
Между тем в абзаце 2 пункта 5 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда РФ от 22.06.2004г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств -республик бывшего СССР" установлено, что при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, к периоду работы с 01.09.1986г. по 25.09.1991г. в должности секретаря-машинистки средней школы N 9 г. Джамбула (ныне г. Тараз) Республики Казахстан подлежат применению нормативно-правовые акты СССР, РФ.
Так, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу N 400-ФЗ засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающей право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 N 400-ФЗ).
Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч.4 ст. 30 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.30,31 Федерального закона от 29.12.2013г. N 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года (далее-Перечень N 1397).
Указанный выше Перечень N1397 не предусматривал включение в специальный стаж для назначения пенсии период трудовой деятельности в должности секретарь-машинистки школы.
Также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее в спорный период работы истца, не предусматривало включение в специальный стаж для назначения пенсии период трудовой деятельности по совместительству.
Запись в трудовой книжке от 08.10.1987г. о переводе учителем математики средней школе N 9 не нашла подтверждение, что следует из сведений уточняющей справки N С-38 от 09.03.2016г. (речь идет о совместительстве на 4-5 часов, что подтверждается и размером заработной платы) ( л.д.15; 89).
Между тем районный суд неправильно применил положения нормативных документов в части продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Районный суд не учел разъяснения п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. в редакции от 28.05.2019г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", которым установлено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитывается в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Однако указанное обстоятельство не опровергает правильный вывод районного суда об отсутствии оснований для включения спорного периода в льготный стаж ввиду несоответствия наименования должности "секретарь-машинистка" Перечню N 1397; недоказанности перевода с 08.10.1987года на должность учителя; невключения в льготный стаж периода работы по совместительству.
Периоды работы с 14.11.1995г. по 26.07.1996г, с 27.07.1996г. по 15.05.2002г. учителем математики средней школы N 10 г. Тараз Республики Казахстан районный суд обоснованно не включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии ввиду представления документов, являющихся допустимыми доказательствами (справка С-38 от 09.03.2016г.; ответы школы от 29.04.2019г. N 843 и от 26.03.2019г. N 798; ответ Отдела образования от 04.04.2019г. N Т-39), опровергающих факт работы в указанный период ( л.д.95;69; 65).
Данный факт (относительно периода после 01.01.1998г.) подтверждает и ответ Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения" от 11.05.2018г, согласно которому в Республике Казахстан с 01.01.1998г. введена накопительная пенсионная система, с этого времени Центральный филиал ведет учет поступающих взносов. Однако Трифанова В.С, 07.11.1968 года рождения, зарегистрирована в базе, но перечисление 10% обязательных пенсионных взносов в запрашиваемый период не осуществлялось ( л.д.79).
Доводы апелляционной жалобы Трифановой В.С. о том, что трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж, соответственно, нет необходимости подтверждать трудовую деятельность; отсутствие информации компетентных органов Республики Казахстан не может служить основанием для отказа в досрочном назначении страховой пенсии, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, опровергающиеся положениями ст. 10 Соглашения, гласящей о том, что государства - участники Содружества принимают необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размер; разъяснениями п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. в редакции от 28.05.2019г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", которым установлено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными органами (архивами). Перечень документов, подтверждающих периоды работы установлен в постановлении Правительства РФ от 02.10.2014г. N 1015г. " Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии".
Также судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы истца о том, что периоды работы по совместительству учителем математики с 01.09.1986г. по 08.10.1987г. незаконно исключены из педагогического стажа ввиду ошибочного толкования положений пенсионного законодательства, о чем указано выше.
Кроме того, подлежат отклонению доводы жалобы истца о недопустимости доказательств, на основании которых суд отказал во включении периодов с 14.11.1995г. по 26.07.1996г, с 27.07.1996г. по 15.05.2002г. в педагогический стаж. Доказательства, представленные суду, отвечают критериям относимости и допустимости согласно положений ст. ст. 59,60 ГПК РФ.
Кроме того, судебная коллегия в этой части требования истца исходит из того, что с 1996 года в Республике Казахстан отменен институт досрочной страховой пенсии педагогическим работникам.
Между тем пенсионное обеспечение граждан других государств-участников СНГ, переехавших на постоянное место жительства на территорию РФ, осуществляется в том случае, если право на льготную пенсию было предусмотрено на территории государства - участника Соглашения. Поскольку с 1996 года в Республике Казахстан нет института досрочной страховой пенсии педагогическим работникам, соответственно, нет оснований для включения периода работы, начиная с 1996 года в льготный стаж.
Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что в настоящее время не возникли правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии, соответственно, отсутствуют нормы права в соответствии с которыми Центр обязан совершить действия по исполнению решения суда судебная коллегия отклоняет, поскольку решение в части включения части спорного периода в педагогический стаж принято в интересах истца, осуществляющей педагогическую деятельность на территории РФ. Поскольку педагогическая деятельность истца на территории РФ осуществляется с 2002 года включение спорного периода в педагогический стаж влечет увеличение льготного стажа, что дает право в будущем претендовать на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику.
Иные доводы жалоб не могут быть признаны основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Гончикова И.Ч.
Судьи: Кушнарева И.К. Дампилова Ц.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.