Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В.,Чупошева Е.Н., при секретаре Мархаевой С.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цыреновой Д.Б., действующей также в интересах несовершеннолетней Цыреновой Б.Б., третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Цыренова Б.Б. к Администрации муниципального образования сельское поселение "Нижнеиволгинское" о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации МО СП "Нижнеиволгинское" Таханова Р.Н. на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 6 июня 2019 года, которым постановлено:
Исковое заявление Цыреновой Д.Б, действующей также в интересах несовершеннолетней Цыреновой Б.Б, к Администрации МО СП "Нижнеиволгинское" о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди удовлетворить.
Обязать Администрацию МО СП "Нижнеиволгинское" предоставить Цыреновой Д.Б. с учетом состоящих на учете членов ее семьи Цыреновой Б.Б, Цыренова Б.Б. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади, с учетом права на дополнительную площадь, в границах муниципального образования СП "... " общей площадью "... " кв.м.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А, выслушав пояснения истца Цыреновой Д.Б, действующей также в интересах несовершеннолетней Цыреновой Б.Б, представителя истца Цыреновой Д.Б. по устному заявлению Никитиной М.Б, представителя ответчика Администрации МО СП "Нижнеиволгинское" по доверенности Таханова Р.Н, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истец Цыренова Д.Б, являясь законным представителем несовершеннолетней Цыреновой Б.Б, с учетом уточнения исковых требований просила обязать ответчика Администрацию муниципального образования сельское поселение "Нижнеиволгинское" предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в размере установленной нормы предоставления жилого помещения с учетом положения ч.2 ст.58 Жилищного кодекса РФ с учетом права Цыреновой Б.Б. на дополнительную площадь, исходя из состава семьи "... " человека, общей площадью "... " кв.м.
Исковые требования мотивированы следующим. В соответствии с распоряжением Администрации МО СП "Нижнеиволгинское" N "... " от "... ". ее семья, состоящая их трех человек: она, дочь Цыренова Б.Б, Цыренов Б.Б, принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Несовершеннолетняя Цыренова Б.Б, "... " г.р, является инвалидом по заболеваниям "... ". Указанные заболевания подпадают под действие Постановления Правительства РФ N 378 от 16.06.2006г. "Об утверждении перечня хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", а также - под действие Постановления Правительства РФ N817 "Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь". В настоящее время ее семья проживает в помещении, жилая площадь которого ( "... " кв.м.) меньше необходимой учетной нормы, установленной законодательством, состоит из одной комнаты. С "... ". истец неоднократно обращалась с заявлениями в МО СП "Нижнеиволгинское" о предоставлении им жилья. Главой МО СП "Нижнеиволгинское" в письме от "... ". N "... " ей было отказано предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием муниципального жилья.
В судебном заседании истец Цыренова Д.Б. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика МО СП "Нижнеиволгинское" по доверенности Таханов Р.Н. исковые требования не признал.
Третье лицо на стороне истца Цыренов Б.Б, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебной заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явился, направил отзыв, указывая, что
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, до 01.01.2005г, осуществляется
в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, до 01.01.2005г.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО СП "Нижнеиволгинское" по доверенности Таханов Р.Н. просит изменить решение суда в части ответчика, привлечь к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Республики Бурятия, обязав его предоставить жилое помещение по договору социального найма. Указывает, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005г, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет средств жилищного фонда субъекта РФ. Соответственно, обеспечение жильем данной категории граждан не может быть отнесено к расходным обязательствам муниципального образования сельского поселения "Нижнеиволгинское".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации МО СП "Нижнеиволгинское" Таханов Р.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что не согласен с решением суда только в части возложения обязанности по предоставлению жилья на СП "Нижнеиволгинское", в остальной части с решением суда согласен, полагает выводы суда в части предоставления жилья на состав семьи из "... " человек с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную площадь правильными.
Истец Цыренова Д.Б. и ее представитель Никитина М.Б. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица - Цыренов Б.Б, представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом положений ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, несовершеннолетняя Цыренова Б.Б, "... ".р, является инвалидом по категории "... ", что подтверждено представленными медицинскими документами.
Согласно справке ВК ГБУЗ "... " N "... " от "... ", Цыренова Б.Б.
находится на диспансерном учете по поводу хронического заболевания "... ", которое подпадает под действие постановления Правительства РФ от 16.07.2006г. N378 о невозможности совместного проживания граждан в одной квартире по п "... " перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; имеет право на дополнительную площадь.
В соответствии со справкой ВК ГАУЗ "... " N "... " от "... ". Цыренова Б.Б. имеет диагноз: "... ".
Заболевание "... " входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Заболевание "... " входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, согласно приказу Минздрава России от 30.11.2012г. N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
В настоящее время Цыренова Б.Б. с семьей в количестве "... " человек зарегистрирована и фактически проживает по адресу: "... ".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права "... ", выданного "... ", собственником указанного жилого помещения, площадью "... " кв.м, является истец Цыренова Д.Б.
Согласно распоряжению и.о. главы МО СП " Нижнеиволгинское" N 143-p от 24.09.2014г. истец Цыренова Д.Б. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет.
На основании распоряжения главы МО СП "Нижнеиволгинское" Тогочиева В.Б. N 64-р от 29.05.2019г. о внесении изменения в распоряжение N 143-р от 24.09.2014г. признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет в составе "... "-х человек по категориям инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, либо сособственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы: Цыренова Д.Б, "... ".р, Цыренов Б.Б, "... ".р, Цыренова Б.Б, "... ".р, страдающая хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст.51, ст.57 Жилищного кодекса РФ Цыренова Б.Б, состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Ответчик, как орган местного самоуправления, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ обязан предоставить ей жилое помещение.
Данные выводы суда надлежащим образом мотивированы, соответствуют фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Так, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Как усматривается из материалов дела, Цыренова Б.Б. поставлена на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Действительно, Закон Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусматривает постановку на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия гражданам, нуждающимся в жилом помещении, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Однако данный Закон не лишает истца права на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда по решению органа местного самоуправления в силу прямого указания ч. 3 и ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, так как предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
С учетом изложенного следует признать, что доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение обязанности по предоставлению инвалидам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Таким образом, именно у Администрации муниципального образования сельское поселение "Нижнеиволгинское", вопреки доводам жалобы, имеется обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди в силу имеющейся у Цыреновой Б.Б. тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Иных доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционной жалобе не содержится. Напротив, из пояснений представителя ответчика следует, что с решением суда части состава подлежащих обеспечением жилым помещением лиц и размером жилой площади, администрация СП ""Нижнеиволгинское" согласна.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
При этом действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N4-П от 22.01.2018г. "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой" пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда, проверенного в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 6 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.