Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д. и Чупошева Е.Н., при секретаре Эрдынеевой Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации МО "Муйский район" на решение Муйского районного суда РБ от 17 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Кривошеевой В.Л. удовлетворить;
признать распоряжение администрации МО "Муйский район" N... от 5 апреля 2019 г. "О снятии с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" незаконным;
отменить распоряжение администрации МО "Муйский район" N... от 5 апреля 2019 г. "О снятии с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
обязать администрацию муниципального образования "Муйский район" восстановить Кривошееву В.Л. в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории "инвалиды с детства" с датой постановки 28 февраля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ответчику Администрации МО "Муйский район", к третьему лицу Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, истец Кривошеева В.Л. просила признать распоряжение N... от 05 апреля 2019 г. незаконным, восстановить ее в очереди на получение жилищной субсидии граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды с детства" с датой постановки на учет как 16 октября 2010 г.
Исковые требования мотивированы тем, что с 28 февраля 2011 г. истец Кривошеева В.Л. состоит в очереди на получение жилищной субсидии по категории "инвалиды с детства" в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Распоряжением главы администрации муниципального образования "Муйский район" N... от 5 апреля 2019 г. она снята с учета по той причине, что она родилась после 1 января 1992 года и не имеет право на получение жилищной субсидии, с чем она не согласна.
В судебном заседании истец Кривошеева В.Л. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации МО "Муйский район" по доверенности Мальшакова Е.А. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица не явился, извещен надлежаще.
Суд постановилвышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Администрации МО "Муйский район", в апелляционной жалобе его представитель по доверенности Мальшакова Е.А. просит решение суда отменить, указывая на то, что Кривошеева В.Л. как инвалид детства была поставлена на учет на получение жилищной субсидии 28.02.2011 г. В указанное время действовала иная редакция Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ, в соответствии с которой право граждан - инвалидов детства на получение жилищной субсидии определялось временем прибытия такого лица в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности или рождением такого лица в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поскольку Кривошеева родилась после 01.01.1992 г. и встала на учет 28.02.2011 г, то права на получение жилищной субсидии не имеет. Соответственно, снятие истца с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент включения Кривошеевой В.Л. в очередь на получение жилищной субсидии, является законным и обоснованным. Автор жалобы обращает внимание вышестоящего суда на то, что судом первой инстанции применены нормы материального права, которые на момент постановки Кривошеевой на учет, не действовали. Кроме того Кривошеевой установлена инвалидность с 01.02.2011 г. по 15.10.2013 г, впоследствии с 17.10.2014 г. установлена бессрочно. Сведений о том, что инвалидность была установлена ранее, истцом не представлено.
В суд апелляционной инстанции представитель Администрации МО "Муйский район" Мальшакова Е.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Также не явился представитель третьего лица, о месте и времени слушания дела извещен.
Адвокат Гармаева В.Ц, представляющая интересы истца на основании ордера возражала против отмены судебного решения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, определен Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029. Согласно указанному Перечню Муйский район является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Кривошеева В.Л,... г.р, родилась в поселке Таксимо Муйского района Республики Бурятия, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Ее мать, Кривошеева Ж.У. значится на регистрационном учете в Муйском районе пос. Таксимо с 04.10.1986 г.
Согласно справки МСЭ Кривошеева В.Л. является инвалидом детства, в частности, из справки МСЭ от 16.02.2011 г. (л.д.61) следует, что ей 01.02.2011 г. установлена (повторно) инвалидность сроком до 15.10.2013 г, из справки МСЭ от 17.10.2014 г. следует, что Кривошеевой как инвалиду детства установлена третья группа инвалидности бессрочно.
Из указанного следует, что Кривошеева В.Л. является инвалидом с детства.
Согласно адресной справке от 30 апреля 2019 г. Кривошеева В.Л. зарегистрирована в п. Таксимо Муйского района Республики Бурятии с момента рождения и по настоящее время.
Распоряжением администрации муниципального образования "Муйский район" N 151 от 17 мая 2011 г. Кривошеева В.Л. на основании личного заявления от 28.02.2011 г. и представленных документов 28.02.2011 г. поставлена на учет граждан по категории "инвалиды с детства", имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Распоряжением администрации муниципального образования "Муйский район" N184 от 5 апреля 2019 г. Кривошеева В.Л. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Причиной снятия истца с вышеуказанного учета послужило то обстоятельство, что Кривошеева В.Л. родилась в районе Крайнего Севера после 01 января 1992 года, что не соответствует требованиям Федерального закона от 25 октября 2002 N125-ФЗ.
Разрешая спор, суд первой инстанции оценил фактические обстоятельства дела и принял решение о восстановлении права Кривошеевой В.Л. состоять на указанном учете, поскольку в силу закона предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу положений абзаца первого части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ предусмотрена возможность получения жилищной субсидии граждан - инвалидов детства, родившимися в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для данной категории лиц, претендующих по получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года N 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
При этом положения абзаца второго части 1 статьи 1, а также абзаца третьего части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, как это следует из их содержания, находятся в нормативном единстве с абзацем первым части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
Соответственно, норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии инвалидами детства отменяет для них ограничения по времени прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), а также по стажу работы.
Поскольку судом установлено, что Кривошеева В.Л. является инвалидом детства, родилась на территории Муйского района Республики Бурятия, непрерывно проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера более пятнадцати календарных лет подряд, не имеет жилья в других регионах Российской Федерации, ее мать Кривошеева Ж.У. числится на регистрационном учете в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 1986 г, то суд первой инстанции сделал правильный вывод, что имеется совокупность условий, необходимых для нахождения истца на учете на получение жилищной субсидии, в связи с чем действия ответчика по снятию Кривошеевой с вышеуказанного учета в связи с рождением в районе Крайнего Севера после 01 января 1992 года, как правильно указал суд первой инстанции, являются незаконными.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Кривошеева В.Л. прерывала проживание в Муйском районе Республики Бурятия либо имеет жилье в других регионах Российской Федерации, материалы дела не содержат, стороной ответчика такие сведения также не представлены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами, суд первой инстанции правильно сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы жалобы о том, что суд не применил нормы Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет для получения жилищной субсидии, в соответствии с которой право граждан - инвалидов детства на получение жилищной субсидии определялось временем прибытия такого лица в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности или рождением такого лица в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не состоятельны.
Федеральный закон N 212-ФЗ от 17 июля 2011 г. "О внесении изменений в федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не содержит каких-либо ограничений в реализации прав граждан - детей-инвалидов в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ. Более того, на момент принятия ответчиком распоряжения о снятии истца с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, действовал Федеральный закон от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ в редакции от 07.06.2017 г, по которому оснований для снятия истца Кривошеевой В.Л. с учета для получения жилищной субсидии, не имелось.
По существу доводы жалобы сводятся к тому, что Кривошеева В.Л. в 2011 г. была незаконно поставлена на такой учет, поскольку в тот период Федеральный закон от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ не предусматривал право детей-инвалидов на получение жилищной субсидии. Однако такого основания при вынесении оспариваемого распоряжения ответчик не указывал.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного решения, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муйского районного суда РБ от 17 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: С.Д.Васильева
Е.Н.Чупошев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.