Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Дампиловой Ц.В. и Мирзаевой И.И., при секретаре Эрдынеевой Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Бичурского районного суда РБ от 02 июля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора удовлетворить;
обязать АУ "Бичурский лесхоз" в срок до 01 апреля 2020 года укомплектовать пожарно-химическую станцию 3 типа средствами пожаротушения: бульдозером 90-175 л.с. в количестве 1 шт, колесным или гусеничным трактором тягового класса 1,5-6 т. (9-30 кН) - в количестве 1 шт, лесопатрульным комплексом в количестве 2 шт.;
обязать Республиканское агентство лесного хозяйства в срок до 01 апреля 2020 года профинансировать в установленном порядке затраты на приобретение Автономным учреждением РБ "Бичурский лесхоз": бульдозера 90-175 л.с, в количестве 1 шт, колесного или гусеничного трактора тягового класса 1,5 - 6 т. (9-30 кН), в количестве 1 шт, лесопатрульного комплекса, в количестве 2 шт.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ответчикам Автономному учреждению РБ "Бичурский лесхоз" и Республиканскому агентству лесного хозяйства, прокурор Бичурского района РБ в защиту неопределенного круга лиц просил возложить на АУ РБ "Бичурский лесхоз" обязанность укомплектовать пожарно-химическую станцию 3 типа средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: бульдозером 90-175 л.с, колесным или гусеничным трактором тягового класса 1,5-6 т.(9-30 кН) - 1 шт, лесопатрульным комплексом - 2 шт.; возложить на Республиканское агентство лесного хозяйства обязанность профинансировать затраты на приобретение АУ РЕ "Бичурский лесхоз" вышеуказанных средств пожаротушения.
Исковые требования со ссылкой на положения статей 53, 53.1, 82 Лесного кодекса РФ мотивированы тем, что согласно акту от 06 марта 2019 года "О проведении смотров готовности сил и средств ПХС 3 типа АУ РБ "Бичурский лесхоз", пожарно-химическая станция 3 типа не укомплектована двумя лесопатрульными комплексами, имеющаяся техника: трактор с бульдозерным и рыхлительным оборудованием, трактор колесный имеют 100% износ. Иск предъявлен в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предотвращение опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе, в результате лесных пожаров.
Помощник прокурора Бичурского района РБ Доржиев А.М. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков АУ РБ "Бичурский лесхоз" Петров А.И. и Республиканского агентства лесного хозяйства Мотовилов С.Г. исковые требования признали.
Представитель ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. исковые требования не признал.
Суд постановилвышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Республиканское агентство лесного хозяйства, и.о. руководителя Баклашкин Д.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что суд первой инстанции сослался на Приказ Рослесхоза от 19.12.1997 г..N 167, который не может применяться при разрешении данного спора: во-первых, данный приказ в установленном порядке не был опубликован, следовательно, не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; во вторых, вывод суда о нормативно-правовом характере приказа Рослесхоза от 19.12.1997 г..N 167 противоречит ранее сформировавшейся судебной практике; в третьих, ранее действовавший Лесной план РБ, утвержденный постановлением Правительства РБ от 31.12.2008 г..N 608, действительно, содержал ссылку на приказ Рослесхоза от 19.12.1997 г..N167, однако ныне действующий Лесной план РБ, утвержденный постановлением Правительства РБ от 28.12.2018 г..N763 таких ссылок не содержит. Апеллянт обращает внимание вышестоящего суда на то, что Указом Главы РБ от 18.03.2019 г..N 44 утвержден Сводный план тушения лесных пожаров на территории РБ на период пожароопасного сезона 2019 г, при этом проект Сводного плана тушения лесных пожаров прошел обязательную процедуру согласования в Департаменте лесного хозяйства по СФО, в ФБУ "Авиалесоохрана", а также в Федеральном агентстве лесного хозяйства. Указанный довод Агентства немотивированно отклонен судом. Автор жалобы отмечает, что две единицы техники, указанные в Акте, отремонтированы и прошли государственный технический осмотр 08.04.2019 г, в связи с чем суд при вынесении данного решения должен был учесть указанное обстоятельство.
Кроме того суд в основу решения принял во внимание признание представителем Агентства главным лесничим Мотовиловым С.Г. иска, хотя он не обладает полномочиями признания исковых требований, заявленных к Агентству. Также незаконным является решение суда и в части приобретения 2-х лесопатрульных комплексов, так как в приказе Рослесхоза от 19.12.1997 г..N167 такое понятие как лесопатрульный комплекс отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Доржиев А.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобокова В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель прокурора Бичурского района РБ по доверенности Бадмацыренова Ю.С. возражала против отмены судебного решения.
Представитель ответчика АУ РБ "Бичурский лесхоз" Петров А.И. в заседание судебной коллегии не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно ст. 37 названного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями ст. 38 этого же Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Приказу Рослесхоза от 19 декабря 1997 г. N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях" пожарно-химические станции являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92 - 94, 96, 97, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. NN 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения. По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС.
Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях.
За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров и приняты комиссией под председательством начальника отдела охраны и защиты леса органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации с составлением соответствующего акта.
Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 к указанному Приказу N 167.
Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания п. 1 раздела VI Положения определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Из материалов дела усматривается, что уполномоченным органом исполнительной власти по Республике Бурятия осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах согласно постановлению Правительства Республики Бурятия "Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" от 25.01.2007 г. N13, является Республиканское агентство лесного хозяйства.
Правительством Республики Бурятия 03.12.2014 г. принято постановление N 603 "О создании автономных учреждений Республики Бурятия лесхозов", в соответствии с которым создано автономное учреждение Республики Бурятия "Бичурский лесхоз", согласно Уставу которого функции и полномочия учредителя лесхоза от имени Республики Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства (п. 1.6 Устава), которое осуществляет формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическими лицами в соответствии с настоящим уставом основными видами деятельности ( п.4.1.5 Устава), а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственных заданий (п.4.1.15 Устава).
Согласно Акта о проведении смотров готовности сил и средств пожарно-химической станции 3-типа АУ РБ "Бичурский лесхоз" и лиц, использующие леса, привлекаемых к тушению лесных пожаров от 06 марта 2019 г, составленного комиссией в составе заместителя начальника отдела охраны, защиты, воспроизводства лесов РАЛХ Понамаревой А.И, главного лесничего - начальника отдела организации и обеспечения деятельности Бичурского лесничества Мотовилова С.Г. в присутствии руководителя АУ РБ "Бичурский лесхоз" Петрова А.И. проведена проверка готовности пожарно-химической станции 3-типа к пожароопасному сезону 2019 г, созданной на базе АУ РБ "Бичурский район", в ходе которой установлено, что из 12 единиц техники 100 % износ имеет трактор с бульдозерным и рыхлительным оборудованием, требуется трактор колесный в Киретский участок, и две единицы лесопатрульного комплекса.
Данный Акт ни кем не оспорен.
13 марта 2019 г. прокурором Бичурского района РБ руководителю АУ РБ "Бичурский район" со ссылкой на указанный выше Акт от 06 марта 2019 г. внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих нарушениям закона и недопущению их впредь.
Руководителем АУ РБ "Бичурский район" Петровым А.И. дан ответ, что указанные недостатки в представлении нашли своего подтверждения, что трактора со 100 % износами отремонтированы.
Постанавливая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О пожарной безопасности", статьями 53, 83, 92-94, 96, 97, 100 Лесного кодекса РФ, со ссылкой на нормативные акты Правительства Республики Бурятия, на положения Устава АУ РБ "Бичурский лесхоз", пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на анализе правовых норм и обстоятельствах дела, основания не согласиться с ними по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение требований приведенных норм законодательства, ответчиками ненадлежащим образом выполняются полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющихся на территории АУ РБ "Бичурский лесхоз" ПХС средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
Несостоятельными следует признать доводы жалобы о том, что приказ Рослесхоза от 19 декабря 1997 г. N 167 является недействующим ввиду отсутствия его государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официального опубликования. Поскольку приказ не носит межведомственный характер, не устанавливает правовой статус организаций, не затрагивает права и обязанности граждан, то он не подлежит регистрации и официальному опубликованию в силу пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, пункта 8 Порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763. Помимо этого, следует принять во внимание, что приказ находится в свободном доступе (размещен в информационно-коммуникационной сети Интернет, правовых базах "Гарант" и "Консультант Плюс"), то есть доведен до всеобщего сведения.
То обстоятельство, что Лесной план РБ, утвержденный постановлением Правительства РБ от 28.12.2018 г. N 763 не содержит ссылки на приказ Рослесхоза от 19 декабря 1997 г. N 167, не является основанием для освобождения ответчиков от укомплектования пожарно-химической станции 3 типа средствами пожаротушения, указанными в иске прокурора, тем более, что необходимость в их приобретении указана в Акте о проведении смотров готовности сил и средств пожарно-химической станции 3-типа АУ РБ "Бичурский лесхоз" и лиц, использующие леса, привлекаемых к тушению лесных пожаров от 06 марта 2019 г.
По этому же основанию подлежат отклонению и доводы жалобы о том, что Сводный план тушения лесных пожаров на территории РБ на период пожароопасного сезона 2019 г. утвержденный Указом Главы РБ от 18.03.2019 г, до утверждения прошел обязательную процедуру согласования с другими учреждениями.
Несмотря на то, что представители ответчиков Мотовилов и Петров признавали иск, мотивировочная часть судебного решения со ссылкой на нормы материального права содержит выводы, по каким основаниям суд удовлетворяет иск прокурора, в связи с чем доводы жалобы в этой части не состоятельны.
Произведенный ремонт двух единиц техники со 100 % износом не освобождает ответчиков от укомплектования ПХС 3-типа необходимыми средствами пожаротушения, тем более, что процент износа двух единиц техники не позволяет судам сделать вывод о качественном произведенном ремонте данной техники. При этом судебная коллегия учитывает пояснения представителей ответчиков Петрова и Мотовилова о необходимости приобретения двух единиц техники взамен техники со 100 % износом.
Таким образом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции истцов и третьих лиц, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бичурского районного суда РБ от 02 июля 2019 г. оставить без изменения. Доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: С.Д.Васильева
Судьи: Ц.В.Дампилова
И.И.Мирзаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.