Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н., при секретаре Долонове Ц-Н.Б., с участием прокурора Хорошевой О.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бадмаева Мункожапа Баторовича к Избирательной комиссии города Улан-Удэ о защите избирательных прав
по апелляционной жалобе представителя Бадмаева М.Б. - Эрдынеева А.Э. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 20 августа 2019г, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Бадмаева М.Б. - Эрдынеева А.Э, представителя Избирательной комиссии г.Улан-Удэ Лукьянчук А.В, Избирательной комиссии Республики Бурятия Ульихина В.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Бадмаев М.Б. просил признать незаконным уклонение ответчика от проведения непосредственной проверки сведений об избирателях, а также непосредственной проверки достоверности подписей избирателей и дат их внесения; признать незаконным решение об осуществлении проверки всех подписей избирателей, представленных Бадмаевым М.Б, оформленное протоколом заседания Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных в Избирательную комиссию г.Улан-Удэ от 30.07.2019г.; признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии г.Улан-Удэ от 06.08.2019г. N01-07/241, которым Бадмаеву М.Б. отказано в регистрации кандидатом на должность мэра г.Улан-Удэ; обязать ответчика зарегистрировать истца в качестве кандидата на должность мэра г.Улан-Удэ, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что был выдвинут в порядке самовыдвижения кандидатом на должность мэра г..Улан-Удэ, представив 27.07.2019г. в Избирательную комиссию г..Улан-Удэ подписные листы с 1 612 подписями избирателей в его поддержку. Путем случайной выборки для проверки были отобраны 293 подписи (20% от общего числа). 30.07.2019г. в связи с тем, что было выявлено более 5% недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, рабочая группа Избирательной комиссии г..Улан-Удэ приняла решение о проверке всех подписей избирателей, решение оформлено в протоколе заседания рабочей группы от 30.07.2019г. 31.07.2019г. административным ответчиком была проведена полная проверка подписей, составлены две ведомости NN 2, 3 проверки подписных листов и итоговый протокол проверки подписных листов, в которых 292 подписи признаны недействительными, что составило 18% от общего количества подписей, подлежащих проверке. На основании данных документов решением Избирательной комиссии г..Улан-Удэ от 06.08.2019г. N01-07/241 истцу было отказано в регистрации кандидатом на должность мэра г..Улан-Удэ. При этом административным ответчиком были нарушены требования п.3 ст.38, п.6.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п.1 ст.25.1 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003г. N4I7-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия", поскольку рабочей группой Избирательной комиссии г..Улан-Удэ не были приняты отдельные решения о недействительности либо недостоверности подписей избирателей. Фактически проверка подписей проводилась экспертом Ш. его заключение не соответствует требованиям закона. Установленные федеральным законом основания для проверки всех подписей кандидата Бадмаева М.Б. отсутствовали.
Решение об отказе в регистрации кандидата принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 Федерального закона N67.
В судебное заседание суда первой инстанции Бадмаев М.Б. не явился, извещен был надлежащим образом. Представители административного истца Эрдынеев А.Э, Федоров Ю.Н. поддержали заявленные требования, дополнительно просили учесть данные нотариально заверенных паспортов ряда избирателей и сборщика подписей, признав их подписи действительными.
Представитель Избирательной комиссии г.Улан-Удэ Лукьянчук А.В. исковые требования не признал, указав, что Избирательная комиссия при принятии решения об отказе в регистрации действовала в соответствии с законом.
Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Республики Бурятия Ульихин B.C. возражал против удовлетворения исковых требований.
Обжалуемым решением административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Бадмаева М.Б. - Эрдынеев А.Э. просит отменить решение, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что основания для повторной полной проверки подписей избирателей отсутствовали, поскольку п.4 ст.25.1 Закона РБ N417-III, как противоречащий федеральному законодательству, применяться не должен.
В судебное заседание судебной коллегии, о котором был извещен надлежащим образом, Бадмаев М.Б. не явился, его представитель по доверенности Эрдынеев А.Э. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Избирательных комиссий г. Улан-Удэ и Республики Бурятия Лукьянчук А.В. и Ульихин В.С. возражали против доводов жалобы и отмены решения районного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, указавшей о необоснованности жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что основания для отмены решения отсутствуют.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N67-ФЗ) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Пунктом 1 ст.38 данного Федерального закона предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Законом Республики Бурятия от 17.09.2003г. N417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" (далее - Закон РБ N417-III) установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, должно составлять 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N67-ФЗ, но не может быть менее 10 подписей.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 13.06.2019 года N568-54 назначены выборы мэра г. Улан-Удэ.
Решением Избирательной комиссии г.Улан-Удэ от 18.04.2019г. N01-07/40 установлено, что для регистрации кандидата на должность мэра г.Улан-Удэ необходимо представить 1466 подписей избирателей. Максимальное количество подписей избирателей составляет 1612.
27 июля 2019 года Бадмаев М.Б. представил в Избирательную комиссию г.Улан-Удэ документы для регистрации в качестве кандидата на должность мэра г. Улан-Удэ в порядке самовыдвижения, в том числе подписные листы с подписями избирателей в количестве 1612 в поддержку его выдвижения.
Как установлено п.3 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Указанная процедура предусмотрена статьей 25.1 Закона РБ N417-III, пунктами 1, 3 которой установлено, что если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия муниципального образования в течение 5 дней со дня принятия документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы городского округа, имеющего территориальное деление, главы поселения по решению Избирательной комиссии Республики Бурятия может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи. Подписи для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки.
Если количество подписей не превышает 1000, а также в случае, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проверке подлежат все представленные подписи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Избирательная комиссия в течение установленного срока провела проверку 20% определенных в результате случайной выборки подписей, представленных Бадмаевым М.Б. для регистрации. В результате выявления в ходе проверки более 5% недействительных подписей избирателей (44 подписи) рабочая группа 30.07.2019г. приняла решение о проверке всех подписей избирателей, представленных Бадмаевым М.Б. для регистрации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы указанное решение не противоречит нормам ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ, п.3 которой является отсылочной нормой, предусматривающей, что процедура проверки подписей должна устанавливаться законом. Норма, предусматривающая необходимость проверки всех подписей, представленных в поддержку кандидата на должность мэра муниципального образования РБ, в случае выявления в результате первичной проверки более 5% недостоверных или недействительных подписей, установлена приведенным пунктом 4 статьи 25.1 Закона Республики Бурятия N417-III.
Указанное законоположение было предметом проверки в порядке абстрактного нормоконтроля: решением Верховного суда Республики Бурятия от 13.08.2019г, вступившим в законную силу, было отказано в удовлетворении иска о признании недействующими указанных положений Закона Республики Бурятия N417-III.
Из итогового протокола заседания рабочей группы Избирательной комиссии г.Улан-Удэ от 03.08.2019г. следует, что в ходе полной проверки подписных листов, представленных Бадмаевым М.Б, установлено количество недействительных подписей -признано 292 подписи (18,1% об общего числа); количество достоверных подписей - 1320, что является недостаточным для регистрации в качестве кандидата на должность мэра г.Улан-Удэ.
Судом первой инстанции проверены и обоснованно признаны несостоятельными доводы Бадмаева М.Б. относительно нарушения избирательной комиссией процедуры проверки подписей избирателей.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что доводы о нарушении процедуры проверки подписей избирателей уже были предметом судебной оценки: решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 02.08.2019г. Бадмаеву М.Б. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконными действий Избирательной комиссии г. Улан-Удэ, рабочей группы Избирательной комиссии г. Улан-Удэ по приему и проверке документов по уведомлению Бадмаева о проверке подписей в его поддержку, направлению уведомлений о проведении; признании незаконными и отмене решений, принятых рабочей группой Избирательной комиссии г. Улан-Удэ; обязании ее повторно провести проверку подписей в поддержку Бадмаева. Решение вступило в законную силу после апелляционного рассмотрения 14.08.2019г.
Согласно п.20 ст.26 Закона Республики Бурятия N417-III основаниями отказа в регистрации кандидата являются в том числе:
если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом N 67-ФЗ (подп.г.1);
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подп.д).
Решением Избирательной комиссии г.Улан-Удэ от 06.08.2019 г. N 01-07/241 в соответствии с изложенными нормами Бадмаеву М.Б. было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность мэра г.Улан-Удэ.
Судом первой инстанции в соответствий с п.7 ст.38, п.6 ст.76 Федеральною закона N 67-ФЗ была проведена повторная проверка подписных листов, в результате которой после сличения паспортных данных избирателей и сборщика подписей с данными подписных листов суд признал действительными 63 подписи, однако с учетом того, что установленное судом количество действительных подписей избирателей также не соответствовало минимальному необходимому для регистрации количеству подписей избирателей, суд пришел к обоснованному заключению о том, что данные выводы не влияют на законность и обоснованность решения комиссии об отказе Бадмаеву М.Б. в регистрации кандидатом на должность мэра г.Улан-Удэ.
Не находит оснований для переоценки данных выводу и судебная коллегия.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют материалам дела и нормам избирательного законодательства, регулирующим порядок регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, доводы апелляционной жалобы указанные выводы не опровергают и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 20 августа 2019 года оставить без изменения, жалобу Бадмаева М.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.