Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В.судей коллегии Раднаевой Т.Н. и Казанцевой Т.Б.
с участием прокурора Астраханцевой Е.П.
при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 30 августа 2019 г.
административное дело по административному исковому заявлению Полоскова С.В. к Окружной избирательной комиссии N26 о признании незаконным и отмене решения N 1/7 от 04 августа 2019 года "О регистрации кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета шестого созыва по одномандатному округу N 26 Меньшикова Е.И." по апелляционной жалобе представителя административного истца Масаева Т.И на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2019г, которым административное исковое заявление Полоскова С.В. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Решением Окружной избирательной комиссии N 26 (далее ОИК N 26) N 1/7 от 4 августа 2019г. Меньшиков Е.И. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 26.
Не согласившись с принятым решением, представитель кандидата Полоскова С.В. - Масаев Т.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить указанное решение.
В обоснование иска ссылался на то, что при принятии решения административный ответчик не принял во внимание ответ Управления по миграции от 01 августа 2019 года N 47/9739/8, из которого следует, что сведения об избирателях в подписных листах: 1- строка2, 6 - строка 7, 8 - строка 6 не соответствуют действительности. Признание недостоверными указанных трех подписей является основанием для отказа в регистрации кандидата Меньшикова Е.И.
По результатамрассмотрения дела, судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Масаев Т.И, действуя в интересах Полоскова С.В,просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении административного иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неверную оценку доказательств.
На заседании судебной коллегии представитель Масаев Т.И. настаивал на доводах апелляционной жалобы, законный представитель ОИК N 26Большаков М.В, представитель Меньшикова Е.И. - Меньшикова И.В. возражали против отменырешения районного суда.
Полосков С.В. и Меньшиков Е.И, на заседание коллегии не явились, извещались надлежаще.
Судебная коллегия, выслушав участников процесса, заключение прокурора Астраханцевой Е.П, полагавшей необходимым оставить решение районного суда без изменения, приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002г. (далее ФЗ N 67) в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом (п. 1).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с положениями ст. 27.1 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 419-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия" для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия могут своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Республики Бурятия может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (пункт 2).
Проверке подлежат все представленные подписи, собранные в поддержку выдвижения кандидата, и соответствующие им данные об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы (пункт 3).
Согласно подп "ж" п. 6 ст. 28 указанного Закона РБ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия" основаниям отказа в регистрации кандидата является среди прочих недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 13 июня 2019 года N 569-54 назначены выборы депутатов Улан-Удэнского городского Совета шестого созыва на 08 сентября 2019 года.
Решением избирательной комиссии г. Улан-Удэ от18 апреля 2019 года N 01-07/41 установлено необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты, в частности по одномандатному избирательному округу N 26 - минимальное - 44 подписей, максимальное - 48 подписей.
Решением N2 ОИК N 26 от19 июля 2019 года в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному округу N 26 зарегистрирован Полосков С.В.
Решением ОИК N 26 N 1/7 от 4 августа 2019г. в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 26. зарегистрированМеньшиков Е.И.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением ОИК N 26 из 48 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения 4 признаны недостоверными (сведения об избирателе не соответствовали действительности). Поскольку 44 подписи избирателей являлось достаточным для регистрации кандидата, ОИК N 26 приняла соответствующее решение.
Разрешая заявленный административный иск, районный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недостоверными подписей на листе 1 - строка 2 " "... "", на листе 6 - строка 7 " "... "", на листе 8 - строка 6 " "... ", поскольку данные подписи проставлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а нечеткость написания буквы "а" в именах " "... "", " "... "" и буквы "ф" в фамилии " "... "" являлась особенностью почерков и не свидетельствовала о недействительности подписей.
С таким выводом районного суда судебная коллегия по административным делам не находит оснований не согласиться, поскольку особенность почерка лица, заполняющего соответствующие подписные листыв написании буквы "а" и буквы "ф"не влечет недостоверность представляемых сведений, имеет однозначное толкование.
Доводы автора жалобы о том, что суд необоснованно не принял во внимание ответ Управления по миграции от 01 августа 2019 года N 47/9739/8, из которого следует, что сведения об избирателях в подписных листах: 1- строка2, 6 - строка 7, 8 - строка 6 не соответствуют действительности, несостоятельны.
Согласно приведенному ответу Управления по миграции, данные трех избирателей, указанные в подписных листах, представленных Меньшиковым Е.И. в период сбора подписей, являлись действительными, несоответствовали действительности только написание буквы "а" в именах " "... "" и буква "ф" в фамилии " "... "". Учитывая, что графа 3 - Ф.И.О. заполнялась избирательной комиссией, направлявшей запрос, а в данном случае дополнительный запрос направлялся на основании заявления представителя Масаева Т.И. с точным соблюдением написания указанных им ФИО избирателей, при том, что ранее направленный Управлением по миграции ответ на запрос ОИК N26 от 30 июля 2019 года N 47/9671/22 сведения об избирателях в подписных листах: 1- строка2, 6 - строка 7, 8 - строка 6 признал соответствующими действительности, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ответ на запрос Управления по миграции от 01 августа 2019 года N 47/9739/8.
В целом доводы апеллянта, направленные на оспаривание решения ОИК N 26, судебная коллегия не может признать обоснованными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства, судом исследовались и в решении им дана надлежащая мотивированная оценка по правилам статьи 84 КАС РФ, результаты которой приведены в решении. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, тогда как оснований для таковой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут служдить основанием для отмены решения.
Судебная коллегия полагает, что судом в соответствии с нормами материального закона, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, в полном объеме установлены существенные обстоятельства дела, правильно распределены между сторонами обязанности по доказыванию.
При рассмотрении дела судом первой инстанции нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения не допущено.
При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.