Председатель Верховного суда Республики Бурятия Кириллова А.А., рассмотрев жалобу Ерковича И.А. на постановление мирового судьи судебного участка N1 Заиграевского района Республики Бурятия от 17 мая 2019 г., на решение судьи Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 17 июня 2019 г. вынесенные в отношении Ерковича И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка N1 Заиграевского района Республики Бурятия от 17 мая 2019 г. Еркович И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 руб. с конфискацией огнестрельного оружия модели " "... "", калибра 12/76,...
Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 17 июня 2019 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Ерковича И.А. без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Еркович И.А. подал жалобу в Верховный суд Республики Бурятия в порядке надзора, в которой заявителем поставлен вопрос об изменении судебных актов, переквалификации действий и привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив с учетом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 20.8 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, которые влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N814 (далее - Правила).
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом об оружии, который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
В силу приведенных выше положений статьи 22 данного Федерального закона хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Как следует из материалов дела, 14 мая 2019 г. должностным лицом выявлен факт незаконного хранения Ерковичем И.А. огнестрельного оружия марки " "... "", калибра 12/76,... по адресу "... " "... " по истечении срока действия разрешения РОХа.., выданного 12 марта 2014 г, срок действия которого истек 12 марта 2019 г.
Данное обстоятельно подтверждено собранными по делу доказательствами: протоколом... об административном правонарушении от 14.05.2019 г, протоколом изъятия вещей и документов от 14.05.2019 г, объяснениями Ерковича И.А, разрешением РОХа... на хранение и ношение огнестрельного оружия и патронов к нему, срок действия которого истек 12 марта 2019 г, иными собранными по делу доказательствами.
Оценив представленные доказательства на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и установив факт несоблюдения Ерковичем И.А, как лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению правил хранения оружия, мировой судья пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
С данными выводами мирового судьи согласился и районный суд, оставив постановление без изменения.
При этом судами сделан верный вывод об отсутствии у Ерковича И.А. уважительных причин пропуска срока обращения в уполномоченный государственный орган для продления разрешения.
Довод жалобы Ерковича И.А. о неверном применении норм материального права и необходимости переквалификации его действий на часть 1 статьи 20.11 КоАП Российской Федерации подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.
В силу части 1 статьи 20.11 Кодекса административным правонарушением признается нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориальном органе при изменении гражданином постоянного места жительства.
В силу п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 г. N288, не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
В соответствии с части 1 статьи 22 Закона N150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 Закона N150-ФЗ установлен лицензионно-разрешительный порядок приобретения, хранения и ношения оружия, который направлен на то, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также на то, чтобы обеспечить его строго целевое использование.
Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона N150-ФЗ.
На основании пункта 8 Постановления Правительства РФ N814 от 21 июля 1998 года "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" поручено Министерству внутренних дел Российской Федерации утвердить Инструкцию о контроле органов внутренних дел за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
В целях реализации Постановления приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 и была утверждена вышеуказанная Инструкция, согласно пункту 67 которой не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, заявление о продлении срока действия лицензии должно быть принято к рассмотрению с учетом периода, необходимого для выполнения действий и процедур, предусмотренных Законом N150-ФЗ, при соблюдении условия о том, что продление срока действия лицензии будет осуществлено со дня, следующего за днем окончания ее действия.
То есть, по смыслу указанных норм, владелец огнестрельного оружия должен обратиться с соответствующим заявлением о продлении разрешения на хранение и ношения огнестрельного оружия не позднее месяца до истечения указанного срока, в данном случае, не позднее 12.02.2019 г.
Как следует из материалов дела и вышеизложенного, срок действия разрешения на хранение и ношение принадлежащего Ерковичу И.А. огнестрельного гладкоствольного оружия марки " "... "", калибра 12/76 имел место быть до 12 февраля 2019 года.
Как усматривается из материалов дела, с соответствующим заявлением о продлении разрешения на ношение и хранение владелец оружия Еркович И.А. в предусмотренные сроки не обратился, свою обязанность по обращению с заявлением не исполнил, что не отрицается им в жалобе.
Оснований не согласиться с выводами судей, а равно для переквалификации действий заявителя на часть 1 статьи 20.11 КоАП Российской Федерации, о чем указывается заявителем в жалобе, не имеется.
Указанный вывод судьи относительно квалификации совершенного С. деяния, вопреки доводам жалобы, согласуется и с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N2557-О, согласно которой при истечении срока действия разрешения хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности Ерковича И.А. в инкриминируемом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 20.8 КоАП Российской Федерации, в жалобе не приведено.
Порядок и срок давности привлечения Ерковича И.А. к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции части 6 статьи 20.8 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление мирового судьи судебного участка N1 Заиграевского района Республики Бурятия от 17 мая 2019 года, решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 17 июня 2019 года вынесенные в отношении Ерковича И.А. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.6 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения
Председатель Верховного суда
Республики Бурятия Кириллова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.