Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
Оперативные работники органов прокуратуры работают в особо сложных условиях, сопряженных с угрозой жизни, когда зарплата не соответствует фактической нагрузке, вследствие чего имеет место текучесть кадров, недокомплект штата.
Так в прокуратуре Московской области на 01.01.97 г. из штата 920 человек (вся область) недокомплект 12%, в аппарате областной прокуратуры недокомплект 38%.
Из работавших имеют стаж работы по специальности до 5 лет - 47%, до 2 лет - 22%. Следственный аппарат в райгорпрокуратурах неукомплектован на 13,8%, в областной прокуратуре - на 57%, 40% следователей имеют стаж работы до 2 лет.
Анализ данных о текучести кадров в органах прокуратуры Московской области свидетельствует о том, что за последние 5 лет (1992 - 1996 г.г.) число лиц, уволенных из органов прокуратуры имеет тенденцию к росту.
За это время без уважительных причин (собственное желание, переход на работу с более высоким заработком, за нарушение обязанностей по службе и порочащие поступки) уволено 267 человек.
Из них получили жилье, работая в прокуратуре, 107 человек, или 40,1%. Только в 1996 г. прокурорско-следственный состав практически обновился на 29%.
Аналогичная ситуация складывается и в других регионах Российской Федерации.
В целях оперативного использования приобретаемого за счет выделяемых администрациями субъектов Федерации средств и выделяемого органами местного самоуправления жилья, закрепления и сокращения текучести кадров, сохранения жилищного фонда и в связи с особой спецификой трудовых обязанностей следователей, прокуроров, которым необходимо быть на рабочем месте в любое время суток, усматривается необходимость распространения правового режима служебной жилой площади на выделяемые прокуратуре жилые помещения.
Целесообразно было бы предоставлять служебное жилье в виде отдельных квартир прокурорско-следственным работникам на первые 10 лет службы в органах прокуратуры.
Без введения института служебного жилья действенность мер по обеспечению прокуроров и следователей благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры в первоочередном порядке (ст.44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", как форма стимулирования, теряет смысл, так как зачастую, работники органов прокуратуры, получившие бесплатное жилье в первоочередном порядке, увольняются, переходя на работу с более высоким заработком.
Правом иметь служебный жилой фонд уже наделены работники федеральной службы почтовой связи, жилищно-коммунального хозяйства, и другие в соответствии с Положениями, утвержденными в установленном ст.102 Жилищного кодекса РСФСР порядке (Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные помещения).
В настоящий момент из правоохранительных органов только милиция в соответствии со ст.30 Закона РФ "О милиции" наделена правом иметь служебный жилой фонд.
Целям закрепления кадров в органах прокуратуры способствовало бы также улучшение материального обеспечения прокурорских работников.
Анализ данных о вышедших на пенсию прокурорских работниках в 1996 году свидетельствует о том, что из 145 уволенных из органов прокуратуры, 87 (60% к числу уволенных) - вышли на пенсию за выслугу лет. Более 50% - лица не пенсионного возраста.
Многие из них высококвалифицированные кадры, с большим опытом работы, занимали руководящие должности в органах прокуратуры и, при условии сохранения пенсии в полном объеме, как это предусмотрено для работающих пенсионеров, выплата пенсий которым производится в соответствии со ст.22 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 г. N 340-1, продолжили бы работу в органах прокуратуры после выхода на пенсию.
Однако, они вынужденно переходят на работу в другие организации, в т.ч. в адвокатуру и коммерческие структуры, где им выплачивается пенсия в полном объеме.
Для выплаты пенсии за выслугу лет в полном объеме прокурорам и следователям прокуратуры Московской области, имеющим на нее право, при продолжении работы в прокуратуре требуется около 140-150 миллионов рублей в месяц.
С учетом того, что в настоящее время в соответствии с действующим Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и приказом Генерального прокурора России N 455к от 27.05.97 предусмотрена выплата ежемесячной надбавки 50% пенсии, которая может быть назначена, дополнительные ежемесячные расходы на выплату указанной надбавки в полном объеме составят по прокуратуре Московской области около 70-75 млн. рублей, а сумма расходов по всей прокуратуре России составит ежемесячно 3,3 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.