Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А,
при секретаре Суворовой Д.В,
с участием представителя административного истца Сомова О.А. - Волкова Д.А, действующего на основании доверенности от 10 апреля 2019 года, представителя административного ответчика Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области и заинтересованного лица Совета депутатов Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области Суворовой Е.А, действующей на основании доверенностей от 27 февраля 2019 года N и от 11 сентября 2019 года N, представителя заинтересованного лица администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области Кутеповой И.С, действующей на основании доверенности от 01 июля 2019 года N,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сомова О.А. к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области об оспаривании Генерального плана Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области, утверждённого решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 апреля 2013 года N 447/47-04, в редакции решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 27 сентября 2018 года N 12/02 в части,
установил:
25 апреля 2013 года решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района N 447/47-04 утвержден Генеральный план Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Генеральный план).
27 сентября 2018 года решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района N 12/02 в Генеральный план внесены изменения, которыми (пункт 1.2) картографический материал "Карта границ населенного пункта Карта границ функциональных зон населенного пункта село Подгорное" изложен в новой редакции согласно Приложению 1 (далее - решение 12/02).
Сомов О.А. обратился в Саратовский областной суд с административным иском и с учётом изменения предмета административного искового заявления просил признать недействующим Генеральный план в редакции решения N 12/02 от 27 сентября 2018 года в части исключения из состава территории функциональной зоны транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети) части территории земельного участка с местоположением: Саратовская область, Энгельсский район, село Подгорное, улица Набережная и включения данной части территории земельного участка в состав территории функциональной зоны индивидуальной жилой застройки (до 3-х этажей).
В обоснование заявленных требований Сомов О.А. указывает, что является собственником домовладения N по "адрес". До принятия оспариваемого решения проезжая часть, пешеходная зона и береговая полоса улицы Набережная села Подгорное входили в состав функциональной зоны транспортной инфраструктуры (зоны улично-дорожной сети), являлись местом общего пользования и использовались им для прохода и проезда к принадлежащему ему домовладению, а также местом отдыха и местом, обеспечивающим комфортную среду для проживания. Указанным решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области часть улицы Набережная села Подгорное включена в состав функциональной зоны индивидуальной жилой застройки (до 3-х этажей), что ограничивает его доступ к данной территории и нарушает право на комфортную среду для проживания.
Административный истец считает, что изменения внесенные решением N 12/02 в Генеральный план в указанной выше части противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, нарушают его право на благоприятную окружающую среду и, следовательно, должны быть признаны недействующими с момента принятия решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27 сентября 2018 года N 12/02.
В судебном заседании представитель административного истца Волков Д.А. поддержал административное исковое заявление по приведённым выше основаниям.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области и заинтересованного лица Совета депутатов Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Считал, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области, с соблюдением процедуры, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области возражал против удовлетворения административного иска по аналогичным основаниям.
От заинтересованного лица Михайлова В.Ю. поступили письменные возражения относительно административных исковых требований, в которых заинтересованное лицо указывает на законность оспариваемых действий административного ответчика и отсутствие нарушения прав административного истца.
Административный истец Сомов О.А, заинтересованное лицо Михайлов В.Ю. извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, Сомову О.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2 479 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес", на котором расположен двухэтажный жилой дом, общей площадью 232,8 квадратных метров, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра недвижимости (том N 1 листы дела N 17, 18-20, 21, 22-23).
Постановлением администрации Терновского муниципального образования от "дата" N земельному участку и расположенному на нём жилому дому присвоен адрес: Российская Федерация, "адрес", N (том N 1 лист дела N 24).
Как установлено судом, спорный земельный участок является дорогой общего пользования, прогулочной зоной, подходом к реке Волга и необустроенному пляжу, который используется жителями села и владельцами дач, в том числе Сомовым О.А. в рекреационных целях. Иной подъезд к домовладению административного истца отсутствует. Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: техническим отчётом по выносу на местность границ земельного участка (том N 2 листы дела N 171-181), фрагментом публичной кадастровой карты (том N 2 лист дела N 183), фотографиями (том N 1 листы дела N 54-58), а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10
В этой связи суд приходит к выводу о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых названным нормативным правовым актом, и судом должна быть проверена законность Генерального плана в оспариваемой части.
Исходя из положений статей 1, 7, 15, 35, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), в редакции действующей на момент принятия оспариваемого решения, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 1, 14, 15, 17, 32, 34, 37 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 года, в редакции, действовавшей на момент принятия Генерального плана, Энгельсский муниципальный район Саратовской области наделён статусом муниципального района.
Структуру органов местного самоуправления Энгельсский муниципальный район Саратовской области составляют: Собрание депутатов Энгельсского муниципального района, Глава Энгельсского муниципального района, администрация Энгельсского муниципального района и Контрольно-счетная палата Энгельсского муниципального района.
Энгельсское районное Собрание депутатов является представительным органом Энгельсского муниципального района, состоит из 25 депутатов (части 1, 2 статьи 15 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области в редакции действующей на момент принятия Генерального плана).
Собрание депутатов Энгельсского муниципального района может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной частью 2 настоящей статьи численности депутатов.
Заседание Собрания депутатов Энгельсского муниципального района правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В систему муниципальных правовых актов также входят решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района.
Правовые акты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района принимаются в форме решений.
Решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определенном решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района и распространяемом на всей территории Энгельсского муниципального района, или первое размещение на официальном сайте администрации Энгельсского муниципального района www.engels-city.ru в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 26 февраля 2009 года N 786/60-03 в качестве официального периодического печатного издания для опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района определена общественно-политическая газета "Наше слово - газета для всех и для каждого" (том N 1 лист дела N 187).
25 апреля 2013 года на сорок седьмом заседании Собрания депутатов Энгельсского муниципального района четвёртого созыва принято решение N 447/47-04, которым утверждён Генеральный план Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области (часть территории - село Новая Терновка) (том N 1 лист дела N 176-177, 189-199).
На заседании присутствовало 19 депутатов, то есть более 50 процентов от установленной численности депутатов (23 депутата). Решение принято единогласно (том N 1 листы дела N 136-139).
Данное решение опубликовано в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" от 30 апреля 2013 года N 46 (21990) (том N 1 листы дела N 200-203).
Согласно Генеральному плану "Карта границ населенного пункта Карта границ функциональных зон населенного пункта село Подгорное" часть территории земельного участка с местоположением: Саратовская область, Энгельсский район, село Подгорное, улица Набережная относилась к территории функциональной зоны транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети).
В соответствии со статьями 1, 14, 15, 17, 32, 34, 37 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 года, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения N 12/02, Собрание депутатов Энгельсского муниципального района является представительным органом Энгельсского муниципального района, состоит из 15 депутатов.
Собрание депутатов Энгельсского муниципального района может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной частью 2 настоящей статьи численности депутатов.
Заседание Собрания депутатов Энгельсского муниципального района правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В систему муниципальных правовых актов также входят решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района.
Правовые акты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района принимаются в форме решений.
Решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определённом решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района и распространяемом на всей территории Энгельсского муниципального района.
Для официального опубликования муниципального правового акта также используется сетевое издание, определённое решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района
07 февраля 2018 года на заседании комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки территорий поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района было рассмотрено предложение Михайлова В.Ю. о внесении изменений в Генеральный план в отношении земельного участка площадью 1 685 квадратных метров с кадастровым номером N, местоположением: Саратовская область, Энгельсский район, село Подгорное, улица Набережная, путём исключения его из состава функциональной зоны транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети) и включения в состав функциональной зоны индивидуальной жилой застройки (до 3-х этажей). Комиссией принято решение о подготовке рекомендации главе администрации Энгельсского муниципального района для принятия решения о подготовке проекта изменений в Генеральный план Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области (том N 2 лист дела N 104).
Постановлением главы администрации Энгельсского муниципального района от 21 февраля 2018 года N 800 комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки территорий поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района поручено подготовить проект изменений в Генеральный план с учётом поступившего предложения Михайлова В.Ю.
Указанное постановление размещено 22 февраля 2018 года на официальном сайте администрации Энгельсского муниципального района www.engels-city.ru в сети Интернет (том N 2 листы дела N 105, 137).
Соответствующие изменения подготовлены комиссией 23 июля 2018 года (том N 2 листы дела N 106-107).
Постановлением главы Энгельсского муниципального района Саратовской области от 01 августа 2018 года N 124, назначено проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений Генеральный план на 10 сентября 2018 года по адресу: Саратовская область, город Энгельс, площадь Ленина, дом N 30, зал заседаний. Указанное постановление размещено 02 августа 2018 года на официальном сайте администрации Энгельсского муниципального района www.engels-city.ru в сети Интернет (том N 2 листы дела N 108-109, 138).
10 сентября 2018 года в городе Энгельсе состоялись публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план, по результатам которых составлен протокол и заключение, размещенные 14 сентября 2018 года на официальном сайте администрации Энгельсского муниципального района www.engels-city.ru в сети Интернет (том N 2 листы дела NN 127-129, 130-131, 139, 140).
Письмом исполняющего обязанности главы администрации Энгельсского муниципального района от 18 сентября 2018 года N 673/01-02-21 проект решения о внесении изменений в Генеральный план направлен для рассмотрения в Собрание депутатов Энгельсского муниципального района (том N 2 лист дела N 132).
27 сентября 2018 года на втором (внеочередном) заседании Собрания депутатов Энгельсского муниципального района принято решение N 12/02 "О внесении изменений в Генеральный план Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области", пунктом 1.2 которого картографический материал "Карта границ населенного пункта Карта границ функциональных зон населенного пункта село Подгорное" изложено в новой редакции согласно Приложению 1 (том N 1 листы дела N 69, 72-74).
На заседании присутствовало 15 депутатов, то есть более двух третей от установленной численности депутатов (15 человек). Решение принято единогласно (15 человек) (том N 1 лист дела N 69).
Данное решение опубликовано в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" от 05 октября 2018 года N 73 (22571) (то N 1 лист дела N 70-71).
Относительно компетенции Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области на принятие Генерального плана и внесения в него изменений решением N 12/02 суд учитывает следующее.
Частью 1 статьи 14, частью 4 статьи 15, N 131-ФЗ, в редакции, действующей на момент принятия генерального плана, установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в частности утверждение генеральных планов.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, а органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Пунктом 1.7 решения Терновского сельского Совета Энгельсского муниципального района Саратовской области от 12 декабря 2012 года N 374/77-02 "О передаче осуществления части полномочий и заключении соглашения о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления Терновского муниципального образования органам местного самоуправления Энгельсского муниципального района" постановлено передать полномочия по утверждению генеральных планов Терновского муниципального образования, правил землепользования и застройки. В соответствии с пунктом 4 настоящее решение вступает в силу с 01 января 2013 года (том N 2 лист дела N 1).
Пунктом 7 решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 20 декабря 2012 года N 384/41-04 "О принятии на 2013 год осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований сельских поселений в состав Энгельсского муниципального района" постановлено принять на 2013 год осуществление указанных полномочий (том N 1 листы дела N 178-179).
26 декабря 2012 года Терновское муниципальное образование Энгельсского муниципального района Саратовской области, в лице главы Терновского муниципального образования, и Энгельсский муниципальный район Саратовской области, в лице главы Энгельсского муниципального района, заключили соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, в части утверждения генерального плана муниципального образования, на срок с 01 января 201 по 01 января 2014 года (том N 1 листы дела N 180-183).
Таким образом, на момент принятия Генерального плана Собрание депутатов Энгельсского муниципального района обладало данными полномочиями на основании указанного соглашения.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, статьёй 1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 108-ЗСО "О вопросах местного значения сельских поселений" на момент принятия решения 12/02 такой вопрос местного значения сельского поселения как утверждение генеральных планов и внесение в них изменений был отнесён к компетенции органа местного самоуправления Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Таким образом, решение об утверждении Генерального плана и о внесении в него изменений принято Собранием депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.
Относительно установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Согласно статье 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на момент внесения в Генеральный план оспариваемых изменений, физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по зонированию территорий.
Целью правового института публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений является обеспечение участия жителей муниципального образования в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по вопросам, которые могут затронуть права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июня 2010 года N 931-О-О.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23, 24, 25 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (часть 1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 11). Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15). Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (часть 17).
Пунктами 4, 8, 22, 23 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена процедура проведения общественных обсуждений, состоящая из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний проводится не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны: дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях; реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
В силу статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений проводятся в обязательном порядке (часть 1).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, проводятся в каждом населённом пункте муниципального образования (часть 3).
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5). Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8).
Согласно статье 37 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определённом решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района и распространяемом на всей территории Энгельсского муниципального района.
Как установлено судом, постановление главы Энгельсского муниципального района Саратовской области от 01 августа 2018 года N 124 "О назначении проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений Генеральный план Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области" (том N 2 листы дела N 108-109), протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний (том N 2 листы дела NN 127-129, 130-131) были размещены только на официальном сайте администрации Энгельсского муниципального района www.engels-city.ru в сети Интернет (том N 2 листы дела N 137, 138, 139).
В печатном издании, установленном для опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района - общественно-политической газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" (том N 1 лист дела N 187) ни извещение о проведении публичных слушаний, ни заключение по результатам публичных слушаний не публиковалось. Также указанные сведения не размещались на информационном стенде в селе Подгорное (часть 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В нарушении положений части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания проводились не в селе Подгорном, а в городе Энгельсе. Участников публичных слушаний зарегистрировано не было (том N 2 листы дела N 127-129).
Кроме того в заключении о результатах публичных слушаний отсутствует о вывод по результатам публичных слушаний относительно заявления Михайлова В.Ю. (том N 2 листы дела N 37-38)(часть 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при внесении оспариваемых изменений в Генеральный план были допущены существенные нарушения процедуры проведения публичных слушаний, которые не позволили обеспечить участие жителей села Подгорное в открытом обсуждении изменений в Генеральный план, касающихся исключения из состава территории функциональной зоны транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети) части территории земельного участка с местоположением: Саратовская область, Энгельсский район, село Подгорное, улица Набережная.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу суд, исходит из следующего.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Как установлено судом, исключение из состава территории функциональной зоны транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети) части территории указанного земельного участка существенного затрагивает права, как административного истца, так и неопределённого круга лиц на использование проезжей части улицы Набережной, на доступ к береговой полосе реки Волга в рекреационных целях. Однако доказательств, подтверждающих наличие существенного частного либо публичного интереса, оправдывающего включение данной части территории общего пользования в состав территории функциональной зоны индивидуальной жилой застройки, административным ответчиком суду не представлено. То обстоятельство, что спорный земельный участок 26 февраля 2014 года был предоставлен в аренду Михайлову В.Ю. (том N 2 листы дела N 95-103) само по себе не может служить основанием для вывода о том, что при внесении оспариваемых изменений в Генеральный план соблюдён баланс частных и публичных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Генеральный план в редакции решения N 12/02 в оспариваемой части не соответствует требованиям приведённых выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление Сомова О.А. подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 38 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что положения Генерального плана в оспариваемой части применялись, суд полагает возможным признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Сомова О.А. к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области об оспаривании Генерального плана Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области, утверждённого решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 апреля 2013 года N 447/47-04, в редакции решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 27 сентября 2018 года N 12/02 в части удовлетворить.
Признать Генеральный план Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области, утверждённый решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 апреля 2013 года N 447/47-04, в редакции решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 27 сентября 2018 года N 12/02 в части исключения из состава территории функциональной зоны транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети) части территории земельного участка с местоположением: Саратовская область, Энгельсский район, село Подгорное, улица Набережная и включения данной части территории земельного участка в состав территории функциональной зоны индивидуальной жилой застройки (до 3-х этажей) недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.