Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Киселевой Е.А.
Исаевой Ю.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ловозерского района об обязании принять меры по организации бесперебойного круглосуточного электроснабжения,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Ловозерского района Мурманской области на
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 13 июня 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ловозерского района об обязании принять меры по организации бесперебойного круглосуточного электроснабжения удовлетворить.
Обязать Администрацию Ловозерского района в срок до 01 апреля 2021 года организовать бесперебойное круглосуточное электроснабжение села... в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354".
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В, возражения относительно доводов апелляционной жалобы прокурора Мунтян Р.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Ловозерского района Мурманской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Ловозерского района об обязании принять меры по организации бесперебойного круглосуточного электроснабжения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению главы муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района и коллективному обращению жителей села.., в ходе которой установлено отсутствие бесперебойного обеспечения электроэнергией села.
Прокурор полагал, что невыполнение администрацией Ловозерского района положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов влечёт нарушение их прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества и в достаточных объемах, а также права на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации.
Прокурор просил суд обязать ответчика в срок до 01 сентября 2021 года организовать бесперебойное круглосуточное электроснабжение жителей села...
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Гусев Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Указал на отсутствие финансирвоания для бесперебойного круглосуточного электроснабжения села.
Представитель третьего лица ООО "СевТехноСервис" Юрьев В.С. в судебном заседании позицию представителя ответчика поддержал.
Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, просил дело рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск полагал требования прокурора обоснованными и в случае предоставления администрацией муниципального образования Ловозерский район обоснования увеличения средств субсидий в целях обеспечения круглосуточного электроснабжения заявленные объёмы будут учтены Министерством при расчете субсидий на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефтепродуктов и топлива в районы Мурманской области с ограниченным сроком завоза грузов при внесении предложений для формирования бюджета региона на 2020 года.
Представитель Комитета по тарифному регулированию Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на иск, указал, что в случае организации бесперебойного снабжения электроэнергией населения села... общество не лишено права обратиться с заявлением об установлении тарифов электроснабжения на 2021 год.
Представитель третьего лица Министерства финансов Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором возражений относительно удовлетворения заявленных прокурором требований не имеет. Указал, что ООО "СевТехноСервис", как гарантирующему поставщику электрической энергии, действующему на изолированных территориях, предоставляется субсидия за счет средств областного бюджета на возмещение затрат (недополученных доходов).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Ловозерского района Мурманской области просит решение суда отменить и принято новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что для обеспечения круглосуточного и бесперебойного энергообеспечения необходимо беспрерывное производство электроэнергии, что влечет увеличение затрат по софинансированию и субсидированию, увеличение объемов поставки дизельного топлива, приобретение нового дополнительного дизель-генератора, увеличение численности сотрудников по обслуживанию оборудования, приобретение новых емкостей.
Приобретение и поставка топлива, емкостей и дизель-генератора должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Отмечает, что необходимо дополнительное финансирование за счет областного и местного бюджетов на вышеуказанные нужды, а также на доставку дизель-генераторов, емкостей, топлива до населенного пункта.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ловозерского района, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчика администрации Ловозерского района, третьих лиц ООО "СевТехноСервис", Комитета по тарифному регулированию Мурманской области, Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области, Министерства финансов Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела. Администрация Ловозерского района и Министерство финансов Мурманской области направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда законным и обоснованным.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35 "Об электроэнергетике" общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются: обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 4 части 1 и частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, которые на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, относится вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 18 названного федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании Закона Мурманской области от 29 декабря 2004 года N 574-02-ЗМО "О статусе, наименованиях и составе территорий муниципального образования Ловозерский район и муниципальных образований, входящих в его состав" в состав муниципального образования Ловозерский район входят населенные пункты: село Ловозеро (административный центр района), поселок городского типа Ревда, село Каневка, село Краснощелье, село Сосновка; село Краснощелье входит в состав сельского поселения Ловозеро Ловозерского района.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункты 2, 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нормами статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35 "Об электроэнергетике" запрещено ограничивать режим потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Указанными Правилами установлены требования к качеству коммунальных услуг, в частности, для электроснабжения - бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года.
Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии одного источника питания (пункт9 Приложения N 1 Правил).
Вышеперечисленными законоположениями закреплено право граждан на бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, то есть на получение коммунальной услуги надлежащего качества и в достаточных объемах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Постановлению Управления по тарифному регулированию Мурманской области N 12/1 от 23 марта 2011 года гарантирующим поставщиком, обеспечивающим электроснабжение потребителей села Краснощелье, является ООО "СевТехноСервис".
В селе... располагаются такие объекты инфраструктуры, как: МБОУ "Краснощельская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Детский сад N 4", фельдшерско-акушерский пункт ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ", отделение почтовой связи, отделение ПАО "Сбербанк", библиотека, филиал Ловозерского ЦРДК.
Прокуратурой Ловозерского района по обращениям жителей об отсутствии бесперебойного электроснабжения проведена проверка, в ходе которой установлено, что подача электроэнергии жителям села... осуществляется посредством линии электропередач, находящейся в собственности муниципального образования Ловозерский район. Выработка электроэнергии осуществляется при помощи дизель-генераторных установок. В селе Краснощелье имеются шесть резервуаров для хранения дизельного топлива, три из которых предоставляются в аренду гарантирующему поставщику.
Из представленного графика работы дизель-генераторных установок в селе... на 2019 год, утвержденного главой администрации Ловозерского района 11.01.2019, следует, что подача электроэнергии гражданам-потребителям, проживающим в.., в 2019 году осуществляется с перерывами, не соответствующими требованиям законодательства.
Ответчиком данные обстоятельства не оспаривались.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удолветворении исковых требований прокурора, возложив на администрацию Ловозерского района обязанность организовать круглосуточное электроснабжение села.
При этом суд правомерно исходил из того, что отсутствие электроснабжения нарушает законодательство об электроснабжении, нарушает права граждан на получение коммунальной услуги надлежащего качества и в достаточных объемах и создает угрозу причинения вреда.
Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги круглосуточно и бесперебойно ответчиком не представлено. Не содержит ссылку на них и апелляционная жалоба.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии достаточных объемов финансирования, обстоятельствах, затрудняющих поставку и хранение топлива, не являются предусмотренными законом основаниями для приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, по существу основаны на ином толковании норм материального права и выражают несогласие с выводами суда, направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Ловозерского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.