Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Киселевой Е.А.
Венедиктова А.А.
при секретаре
Лащенко И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Замковой Людмилы Дмитриевны к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о включении в наследственную массу права требования жилищного обеспечения,
по апелляционной жалобе представителя Замковой Людмилы Дмитриевны по доверенности - Шеина Ивана Михайловича на
решение Североморского районного суда Мурманской области от 20 мая 2019 г, которым постановлено:
"Исковые требования Замковой Людмилы Дмитриевны к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о включении в наследственную массу права требования жилищного обеспечения, - оставить без удовлетворения",
заслушав доклад судьи Киселевой Е.А, объяснения представителя истца Замковой Л.Д. по доверенности Шеина И.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Замковая Л.Д. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье") о включении в наследственную массу права требования жилищным обеспечением.
В обоснование иска указала, что является матерью и единственным наследником военнослужащего З.И.А, _ _ года рождения, умершего _ _ г.
З.И.А. уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, его выслуга составила 22 года 10 месяцев (в льготном исчислении 30 лет 03 месяца). Приказом командира войсковой части военнослужащий был исключен из списков войсковой части с 31.01.2018, окончательный расчет получил 07 февраля 2018 г, следовательно, на момент смерти оставался военнослужащим.
В связи с прохождением военной службы З.И.А. было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу:...
Решением N 08-15/573 от 10.07.2013 военнослужащий был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решением N 08-48/034 от 04.03.2014 по личному заявлению военнослужащего был снят с учета.
В целях получения жилищной субсидии 04.09.2017 З.И.А. сдал документы в ФГКУ "Северрегионжилье" (территориальное, п.г.т Печенга). Письмом от 10.11.2017 N 1113/ок З.И.А. направлено уведомление о необходимости предоставления дополнительных документов. Указанные документы были сданы братом военнослужащего З.И.А, однако решением N 3-8 от 29.11.2017 З.И.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Данное решение З.И.А. не получал, поэтому не обжаловал.
Ссылаясь на статью 1112 Гражданского кодекса РФ, просила включить в наследственную массу право З.И.А, умершего _ _, на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны в виде субсидии; признать решение N 3-8/20 от 29.11.2017 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося незаконным; обязать обеспечить Замковую Л.Д. жилищной субсидией по линии Министерства обороны.
Истец Замковая Л.Д. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Шеин И.М. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ФГКУ "Северрегионжилье" (отделение г. Североморск) Чоповская Н.И. в судебном заседании с исковыми требования не согласилась.
Представитель войсковой части 08275 Минобороны РФ, привеченный судом в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Замковой Л.Д. по доверенности Шеин И.М. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы приводит доводы, послужившие основанием для обращения с иском в суд.
Утверждает, что решением N3-8/20 от 29.11.2017 г. военнослужащему З.И.А. незаконно было отказано в принятии на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма на основании непоступления запрашиваемых документов.
Обращает внимание, что в ходе рассмотрения дела свидетель З.И.А, являющийся братом умершего, пояснил, что предоставлял от имени брата недостающие документы.
Приводит доводы, что по ошибке работника войсковой части данные документы направили для продления договора найма служебного жилого помещения, а не для обеспечения военнослужащего жилищной субсидией, однако, данные документы, тем не менее, поступили ответчику и он имел их в наличии при принятии решения об отказе в обеспечении жилищной субсидией.
Поскольку истец является наследником умершего военнослужащего, по мнению подателя жалобы, она имеет право на включение в наследственную массу имущественного права военнослужащего быть обеспеченным жилищной субсидией для приобретения жилого помещения по линии Министерства обороны РФ.
Ссылаясь на положения пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N 76-ФЗ, полагает выводы суда первой инстанции о том, что право на жилищное обеспечение неотъемлемо связано с личностью военнослужащего основанными на неверном толковании норм права.
Считает, что закон прямо предусматривает возможность жилищного обеспечения членов семьи военнослужащего в случае его смерти в период или после увольнения с военной службы от заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Замковая Л.Д, представитель ФГКУ "Северрегионжилье", представитель третьего лица войсковой части 08275, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы.
Согласно пункту 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что З.И.А. проходил военную службу в войсковой части 08275. Первый контракт им был заключен сроком на 3 года 17.05.1993.
Приказом ВрИО командира войсковой части 08275 по личному составу от 23 января 2018 г. N 4 З.И.А. уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья.
Общая продолжительность военной службы З.И.А. в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составила - 22 года 10 месяцев, в льготном исчислении - 30 лет 03 месяца.
В период прохождения службы, 04.09.2017 З.И.А. обращался в ФГКУ "Северрегионжилье" (территориальное, пгт. Печенга) с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в форме предоставления жилищной субсидии.
Согласно уведомлению от 18.09.2017 N 1431 ФГКУ "Северрегионжилье" (территориальное, пгт. Печенга) З.И.А. предложено предоставить недостающие документы, а именно: заверенную копию паспорта, справку Ф-9 с места жительства за последние 5 лет, карточки финансово-лицевых счетов с места жительства за последние 5 лет, заверенную копию договора найма жилого помещения, расположенного по адресу:...
Заявлением от 12.10.2017 Замковой И.А. предоставил согласно уведомлению только справку Ф-9 с места жительства за последние 5 лет, в связи с чем, уведомлением от 17.10.2017 N 1625 ФГКУ "Северрегионжилье" (территориальное, пгт. Печенга) повторно предложило З.И.А. предоставить недостающие документы.
Решением N 3-8/20 от 29.11.2017 ФГКУ "Северрегионжилье" (территориальное, пгт. Печенга) З.И.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия, поскольку им не были предоставлены документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ и пунктом 1 Приложения N 1 к Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
В ходе рассмотрения дела, в качестве свидетеля был допрошен З.И.А., приходящейся братом умершему З.И.А, из показаний которого следует, что он проходит службу в войсковой части 08275, по просьбе брата осенью 2017 года приносил в отделение ФГКУ "Северрегионжилье" документы, перечень которых назвать затруднился.
Согласно сведениям отделения (территориального, пгт Печенга) ФГКУ "Северрегионжилье" от 20.05.2019 N 622 документы, предоставленные З.И.А. в октябре 2017 года, сданы для переоформления договора найма служебного жилого помещения.
Из ответа войсковой части 08275 от 20.05.2019 N622/ок на запрос суда следует, что после 29.11.2017 документов о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений в отношении З.И.А. в воинскую часть не поступало.
03.02.2018 Замковой И.А. умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-ДП N 720319.
Наследником, принявшим наследство по закону после смерти З.И.А, является мать Замковая Л.Д, на имя которой 24.08.2018 выдано свидетельство о праве на наследство по закону.
Установив изложенные обстоятельства, проанализировав положения вышеприведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд обоснованно принял во внимание, что при жизни З.И.А. не реализовал свое право на обеспечение жилищной субсидии в связи с прохождением военной службы, на учет в качестве нуждающегося принят не был, решение 3-8/20 от 29.11.2017 ФГКУ "Северрегионжилье" (территориальное, пгт. Печенга) до настоящего времени не отменено.
Кроме того, суд обоснованно учел, что в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования не реализованного наследодателем права на получение мер жилищного обеспечения военнослужащих, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.
Приходя к такому выводу, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации (п. 2 ст. 1 ФЗ ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Принимая во внимание, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета имеет целью создания именно для военнослужащих условий, обеспечивающих достойную жизнь, суд верно указал на то, что право на единовременную жилищную субсидию неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - военнослужащего.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования не реализованного наследодателем права на получение мер жилищного обеспечения военнослужащих, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он постановлен на основе анализа собранных по делу доказательств и с учетом правильного применения норм материального права.
Доводы стороны истца об обращении Замкового И.А. 04.09.2017 в ФГКУ "Северрегионжилье" (территориальное, пгт. Печенга) с рапортом о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в форме предоставления жилищной субсидии само по себе не свидетельствует о реализации им этого права, поскольку решения, которым З.И.А. был признан нуждающимся и принят на учет, не принималось, в связи с чем оснований для включения в наследственную массу права требования жилищным обеспечением у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N 76-ФЗ о том, что закон прямо предусматривает возможность жилищного обеспечения членов семьи военнослужащего в случае его смерти в период или после увольнения с военной службы от заболевания, полученного в период прохождения военной службы, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с абзацем первым пункта 3.1. статьи 24 Закона "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом в качестве обязательных условий для получения жилья членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего являются признание военнослужащего и членов его семьи до смерти (гибели) военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем военном ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после смерти (гибели) военнослужащего.
Как ранее было указано, З.И.А. не состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия. Из материалов дела следует, что на момент смерти З.И.А. истец не являлась совместно проживающим с ним членом его семьи, тогда как государство принимает на себя обязательство по обеспечению жильем не всех членов семьи военнослужащего, а только тех членов их семьи, которые проживают совместно с ними.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что права на обеспечение жильем или получение жилищной субсидии сохраняют члены семьи военнослужащего, которые еще при жизни военнослужащего были признаны нуждающимися в жилых помещениях или имели основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, вместе с тем таких обстоятельств по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением N3-8/20 от 29.11.2017 г. военнослужащему З.И.А. незаконно было отказано в принятии на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку, как правильно указано судом первой инстанции, истец Замковая Л.Д. правом на обжалование решения N 3-8/20 от 29.11.2017 не обладает, поскольку не является стороной спорных правоотношений.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 20 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Замковой Людмилы Дмитриевны по доверенности - Шеина Ивана Михайловича - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.