Письмо Минфина РФ от 26 января 1998 г. N 01-19/05
В связи с поручением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1997 года БН-П13-40965Д Минфин России совместно с Минэкономики России рассмотрел внесенный Вами проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах", согласно которому Правительству Российской Федерации предусматривается разработать Государственную программу погашения в 1998-1999 годах внутреннего государственного долга Российской Федерации, указанного в статье 1 основополагающего Федерального закона, исходя из принципа его полной компенсации. Предусмотреть в указанной программе удобные для граждан условия погашения государственных долговых товарных обязательств, в том числе по их выбору: предоставление товаров, обусловленных в облигациях государственных целевых беспроцентных займов, целевых чеках на приобретение легковых автомобилей, обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции; выкуп государственных долговых товарных обязательств по сложившимся на момент исполнения потребительским ценам; зачет задолженности государства при приватизации государственного имущества; взаимозачет при наличии встречных обязательств гражданина перед государством; перевод задолженности в государственные ценные бумаги, в том числе обеспеченные валютой и золотом; перевод задолженности во вклады граждан в государственные пенсионные, страховые медицинские фонды и другие.
В соответствии с регламентом Государственной Думы Федерального Собрания-Парламента Российской Федерации (статья 96) необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление наряду с текстом законопроекта финансово-экономического обоснования его принятия.
По состоянию на 1 января 1998 года остаток суммы задолженности по государственным долговым товарным обязательствам исходя из требований Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ оценивается в 20,6 млрд. деноминированных рублей (без учета затрат на реализацию Государственной программы), которые погасить в течение двух лет из-за ограниченных ресурсов федерального бюджета не представляется возможным. Кроме того, в проекте федерального бюджета на 1998 год, рассмотренного Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении, на погашение указанного долга предусмотрено 630 млн.рублей. Оставшаяся задолженность в сумме 20 млрд.рублей практически не может быть погашена в 1999 году из-за отсутствия источников финансирования. Дополнительная эмиссия государственных ценных бумаг приведет к обесцениванию государственных ценных бумаг и недопоступлению в федеральный бюджет запланированных источников финансирования дефицита бюджета.
Принятие предлагаемого Вами проекта федерального закона приведет к многочисленным согласованиям предлагаемых способов погашения, которые по существу невыполнимы, и в конечном счете к дальнейшему затягиванию принятия Государственной программы погашения.
Минфином России и Минэкономики России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами был разработан проект указанной программы, но несмотря на многочисленные согласования с тринадцатью заинтересованными министерствами и ведомствами, в результате которых были сняты возникшие разногласия, она до настоящего времени не принята, поскольку на проект Государственной программы 28.05.97 г. получено отрицательное заключение Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
Замечание состоит в том, что в проекте Государственной программы не нашли отражение формы погашения долговых товарных обязательств, названные в Федеральном законе от 01.06.95г. N 86-ФЗ, наряду с предлагаемыми, такие, как зачет задолженности государства при приватизации государственного имущества, взаимозачет при наличии встречных обязательств гражданина перед государством, перевод задолженности во вклады граждан в государственные пенсионные, страховые медицинские фонды и другие. Указанные условия погашения не были поддержаны заинтересованными министерствами и ведомствами, и вместе с тем они не смогли предложить что-либо, более удобное для граждан, по сравнению с получением денежной компенсации, предоставлением товаров или государственных ценных бумаг. Сложившаяся ситуация с условиями погашения объясняется тем, что основополагающий закон был принят без предварительного согласования с соответствующими министерствами и ведомствами.
Учитывая, что разработка Государственной программы затянулась, а также ситуацию с невыполнением плана по доходам федерального бюджета, Минфином России совместно с Минэкономики России подготовлено и направлено Правительству Российской Федерации предложение по изменению действующего Федерального закона от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ с целью продления срока погашения государственных долговых товарных обязательств по 2001 год, а также по внесению уточнений в условия погашения обязательств, исходя из принципа его полной компенсации с учетом различий в условиях заимствования. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах" был направлен в Правительство Российской Федерации 21 марта 1997 года, которое направило указанный законопроект в Государственную Думу Российской Федерации 17.04.97 г.
В соответствии с решением подкомитета по бюджету, внебюджетным фондам и взаимоотношениям с бюджетами субъектов Российской Федерации от 13 октября 1997 года о включении положений проекта государственной программы, а также о внесении ряда механизмов, которые должны способствовать упорядочиванию процедуры погашения обязательств, Минфин России по поручению Правительства Российской Федерации направил в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на имя председателя подкомитета О.Г.Дмитриевой уточненную текстовую редакцию проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" (письмо от 04.11.1997 г. N 01-19/05-772), которая в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
|
М.А.Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 26 января 1998 г. N 01-19/05
Текст письма официально опубликован не был