Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С.
судей Ериной Н.П, Скипальской Л.И,
при секретаре Ивашкиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Федоровой С.А. к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить её семье, воспитывающей ребенка-инвалида детства, во внеочередном порядке отдельную квартиру по договору социального найма, по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего Лесновой И.С, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Федорова С.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить её семье, воспитывающей ребенка-инвалида детства, во внеочередном порядке отдельную квартиру по договору социального найма, мотивируя требования тем, что она воспитывает ребенка-инвалида Ф.В.В. "дата" г. рождения, имеющей заболевание "данные изъяты". Имеющееся у нее заболевание, входящее в перечень заболеваний, дающих инвалиду право на дополнительную жилую площадь, по мнению истца, является основанием для предоставления их семье, т.е. ей, мужу, сыну Ф.И.В. и дочери Ф.В.В. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
С учетом уточнений исковых требований, просила суд обязать администрацию городского округа Саранск предоставить их семье из 4-х человек во внеочередном порядке отдельную квартиру в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленными законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия и нормативными актами городского округа Саранск.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2019 г. исковые требования Федоровой С.А. удовлетворены. Постановлено обязать администрацию городского округа Саранск предоставить семье Федоровых в составе 4-х человек - Федорова В.И, Федорову С.А, Ф.В.В, Ф.И.В, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 82 кв.м (с учетом права Ф.В.В. на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты) в черте города Саранска.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что администрации городского округа Саранск не были делегированы полномочия по предоставлению жилых помещений инвалидам и лицам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне. Кроме того, администрация городского округа Саранск не наделена соответствующими государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам и лицам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Считает, что семья Федоровых должна быть обеспечена жилым помещением за счет средств не местного, а республиканского бюджета. Суд не учел тот факт, что Конституционный Суд Российской Федерации закрепил возможность предоставления жилого помещения при соблюдении следующих условий- состояние здоровья несовершеннолетнего и наличия у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. У городского округа Саранск такой возможности нет. Кроме того, судом первой инстанции не учтен тот факт, что семья Федоровых проживает в трехкомнатной квартире площадью 59,5 кв.м, т.е. на семью истцов приходится 47,4 кв.м, поэтому предоставляемая им квартира с учетом уже имеющейся у них площади должна составлять 34,4 кв.м, а не 82 кв.м.
В возражениях на апелляционную жалобу Федоров В.И. считает решение суда законным и не подлежащим отмене, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
В судебное заседание третье лицо Федоров В.И. не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности этих причин не представил и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявлял.
Представитель отдела по защите прав детства Управления образования Департамента по социальной политике администрации городского округа Саранск в суд не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Федоровой С.А. и ее представителя адвоката Шумилиной С.В, представителя ответчика администрации городского округа Саранск Лисиной К.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 ГПК РФ приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, семья Федоровых, состоящая из 4-х человек, проживает по адресу: "адрес". Там же зарегистрирован и проживает родной брат Федорова В.И.- Ф.В.И..
По свидетельствам о рождении родителями Ф.В.В. "дата" г. и Ф.И.В. "дата" г. являются Федоров В.И. и Федорова С.А.
Согласно выписке из домовой книги в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 59,5 кв.м, жилой площадью 44,6 кв.м, зарегистрированы и проживают Ф.В.И, Федоров В.И, Федорова С.А, Ф.В.В, Ф.И.В.
Договор социального найма указанной квартиры заключен с Ф.В.И..
Ф.В.В. "дата" г. рождения установлена инвалидность по категории ребенок-инвалид на срок до "дата", у неё имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при котором невозможно её совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817, Ф.В.В. имеет право на дополнительную жилую площадь, что фактически не оспаривалось ответчиком.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 3 апреля 2018 г. N 793 семья Федоровых в составе 4-х человек признана малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 31 мая 2018 г. N 1301 Федоровы приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включены в список "малоимущие граждане" N 75, в книге учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, зарегистрированы под N 6969, на государственную поддержку - за N 1943.
Доказательств наличия у Федоровых другого жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, суд первой инстанции руководствовался пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, к которым относится и заболевание, имеющееся у истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 1 января 2018 г. (далее - Перечень).
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом если гражданин с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как признание гражданина малоимущим (после 1 марта 2005 г.) и принятие его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ф.В.В. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, семья Федоровых была принята администрацией городского округа Саранск на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под N 6969, по категории "малоимущие" под номером очереди 75.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Ф.В.В, являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
В силу части 4 статьи 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, анализируя вышеприведенные правовые нормы, а также учитывая положения Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия", судебная коллегия приходит к выводу о том, что изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что администрация городского округа Саранск как орган местного самоуправления не наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилья инвалидам и лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и семья Федоровых подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств республиканского бюджета, отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о предоставлении семье Федоровых в составе 4-х человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 82 кв.м, при этом исходит из следующего.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 22 января 2018 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова И А.М. Шакировой", пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровы несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Конституционный Суд РФ признал пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу: само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Учитывая, что жилое помещение предоставляется не в порядке очередности семье Федоровых, а несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием вне очереди по основанию пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что жилое помещение должно быть предоставлено на несовершеннолетнюю Ф.В.В. и ее мать - Федорову С.А.
В связи с чем решение суда подлежит изменению, а именно, на администрацию городского округа Саранск должна быть возложена обязанность предоставить Федоровой С.А. и её несовершеннолетней дочери Д.В. - на двух человек - вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Саранска, с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 52 кв. м.
Довод апеллянта о том, что предоставляемая Федоровым квартира должна быть рассчитана с учетом имеющейся у них площади, судебной коллегией отклоняется, поскольку согласно пункту 7 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Как установлено судом первой инстанции, Федоровы в собственности жилья не имеют, проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" по договору социального найма.
Учитывая, что решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 г. N 162 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на двоих человек составляет 42 кв.м общей площади жилого помещения, следует обязать ответчика предоставить во внеочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение площадью не менее 52 кв.м по договору социального найма, т.е. с учетом права Ф.В.В. на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2019 г. изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования Федоровой С.А, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Ф.В.В. и Ф.И.В, о возложении обязанности предоставить её семье, воспитывающей ребенка-инвалида детства, во внеочередном порядке отдельную квартиру по договору, удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа Саранск предоставить несовершеннолетней Ф.В.В. и её матери Федоровой С.А, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 52 кв.м (с учетом права Ф.В.В. на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты) в черте города Саранска, в остальной части иска отказать.
Председательствующий
И.С. Леснова
Судьи
Н.П. Ерина
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.