Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Верюлина А.В,
судей Козиной Е.Г. и Пужаева В.А,
при секретаре Зобниной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску прокурора Лямбирского района Республики Мордовия, действующего в интересах Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в лице администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия к Мальковой Т.В. о взыскании пени в порядке регресса с апелляционным представлением помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Кисняшкиной А.И. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 04 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Пужаева В.А, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
прокурор Лямбирского района Республики Мордовия, действующий в интересах Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в лице администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обратился в суд с иском к Мальковой Т.В. о взыскании пени в порядке регресса.
В обоснование требований указал на то, что в ходе проведения проверки прокуратурой Лямбирского района Республики Мордовия было установлено нарушение требований бюджетного законодательства главой администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Мальковой Т.В, которой были фактически приняты бюджетные обязательства, превышающие доведенные лимиты, в результате чего Первомайскому сельскому поселению Лямбирского муниципального района Республики Мордовия причинен ущерб. А именно, 13 мая 2015 г. администрацией Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в лице главы Мальковой Т.В. заключены муниципальные контракты "N", "N", "N" с ООО "ЭКО-М" на выполнение работ для муниципальных нужд на общую стоимость 299 700 руб. Вышеназванные муниципальные контракты не были оплачены в установленные сроки, что привело к обращению ООО "ЭКО-М" в Арбитражный суд Республики Мордовия, на основании решения которого от 08 ноября 2018 г. с администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу ООО "ЭКО-М" взыскана задолженность по трем муниципальным контрактам 299 700 руб, пени 70 471 руб. 95 коп, а также государственная пошлина в доход федерального бюджета 10 403 руб.
19 марта 2019 г. указанная задолженность и пени перечислены из бюджета администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу ООО "ЭКО-М".
Поскольку администрация Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, возместив за счет средств местного бюджета вред, причиненный ООО "ЭКО-М", на основании положений статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) приобретает право обратного требования (регресса) к Мальковой Т.В, по вине которой причинен вред, просил суд взыскать с Мальковой Т.В. в пользу муниципального образования Первомайское сельское поселение Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в лице администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия пени в размере 70 471 руб.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 04 июля 2019 г. исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении помощник прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Кисняшкина А.И. просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении, а также на то, что доказательств необходимости заключения 13 мая 2015 г. муниципальных контрактов с ООО "ЭКО-М" ответчиком не представлено, каких-либо действий по погашению задолженности по ним Мальковой Т.В. до 18 ноября 2018 г. не предпринималось. Выражает несогласие с выводом суда о том, что данные контракты были заключены в пределах доведенных лимитов, поскольку как следует из решения Совета депутатов Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 26 декабря 2014 г. "N" "О бюджете Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2015 год" расходная часть бюджета указанного сельского поселения на оплату работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства утверждена в размере 58 700 руб.
В судебное заседание представитель администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (в заявлении глава администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Мартышкин Г.К. просил рассмотреть дело без участия представителя администрации), ответчик Малькова Т.В, представители третьих лиц администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (в заявлении представитель администрации Карабанова Е.Н. просила рассмотреть дело в ее отсутствие), ООО "ЭКО-М" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, об отложении разбирательства по делу суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, заслушав объяснения помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Кисняшкиной А.И, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 ГПК РФ приходит к нижеследующему.
Из материалов дела усматривается, что Малькова Т.В. согласно решению Совета депутатов Первомайского сельского поселения от 04 июля 2013 г. "N" "О назначении на должность Главы администрации Первомайского сельского поселения" являлась главой Администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия до 01 ноября 2018 г.
В соответствии с контрактом с лицом, назначаемым на должность Главы администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, заключенного с Мальковой Т.В, она, как Глава администрации Первомайского сельского поселения имеет право реализовывать с целью обеспечения деятельности администрации и от ее имени права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе заключать гражданско-правовые сделки, открывать и закрывать счета администрации в банках и иных кредитных организациях, а также распоряжаться её финансовыми средствами.
Решением Совета депутатов Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 26 декабря 2014 г. "N" "О бюджете Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района на 2015 год" утверждена расходная часть указанного бюджета, в том числе, на жилищно-коммунальное хозяйство в размере 520 400 руб.
13 мая 2015 г. администрацией Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в лице ее главы Мальковой Т.В. заключены муниципальные контракты с ООО "ЭКО-М" на выполнение работ для муниципальных нужд: "N" - на разработку электронной модели системы теплоснабжения на сумму 99 900 руб.; "N" - на проведение инструментального обследования системы теплоснабжения на сумму 99 900 руб.; "N" - на разработку схемы теплоснабжения, на сумму 99 900 руб. Общая стоимость работ по трем контрактам составила 299 700 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 08 ноября 2018 г. удовлетворены исковые требования ООО "ЭКО-М" к администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о взыскании задолженности и неустойки.
С администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия взыскано: в пользу ООО "ЭКО-М" задолженность за выполненные работы по муниципальным контрактам "N", "N", "N" от 13 мая 2015 г. в размере 299 700 рублей, пени за период с 19 января 2016 г. по 17 сентября 2018 г. в сумме 70 471 руб. 95 коп, пени за период с 18 сентября 2018 г. по день фактической оплаты задолженности в размере одной трехсотой действующей на дату оплаты задолженности ключевой ставки Банка России от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки; а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 10 403 руб.
19 марта 2019 г. задолженность в размере 299 700 руб, а также пени в размере 70 471 руб. 95 коп. перечислены из бюджета администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу ООО "ЭКО-М".
Действия Мальковой Т.В. предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Мордовия при вынесении решения от 08 ноября 2018 г. не являлись.
Соглашением "N" от 02 июля 2015 г. о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по разработке муниципальными образованиями схемы водоснабжения, водоотведения, проектно-сметной документации с целью реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предусмотрено, что указанное соглашение регулирует порядок взаимодействия Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия (далее - министерство) и администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - получатель), определяет их права и обязанности при реализации Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по разработке муниципальными образованиями схемы водоснабжения, водоотведения, проектно-сметной документации с целью реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 мая 2015 г. "N" "Об утверждении Порядка республиканского бюджета Республики Мордовия бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по разработке муниципальными образованиями схемы водоснабжения, водоотведения, проектно-сметной документации с целью реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Согласно пункту 1.1 данного соглашения министерство обязуется предоставить получателю за счет средств республиканского бюджета субсидию на разработку муниципальными образованиями схемы водоснабжения, водоотведения, проектно-сметной документации с целью реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Данное соглашение впоследствии было расторгнуто в одностороннем порядке Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия в связи с тем, что был снят лимит на данные цели, что подтвердил свидетель Б.Р.А, который занимал должность заместителя главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике с 16 декабря 2014 г. по 01 ноября 2017 г.
Указанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела и, соответственно, сомнений в их достоверности не вызывают.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что действиями Мальковой Т.В. ущерб имуществу материального истца причинен не был, пени уплачены сельским поселением в рамках исполнения договорных отношений, вытекающих из муниципальных контрактов от 13 мая 2015 г, заключенных с ООО "ЭКО-М", стороной которого ответчик не являлся.
Данные выводы суда основаны на правильном применении закона и должной оценке представленных сторонами доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Согласно пункту 1 статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статье 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В соответствии со статьей 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (статья 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом, вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность.
В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Согласно статье 247 ТК РФ до принятии решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Истец по настоящему иску, указывая в обоснование своих требований изложенные выше факты, установленные в результате проверки, просит суд взыскать с ответчика, являвшегося в данный период главой администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, материальный ущерб в размере 70 471 руб. 95 коп, выплаченный в порядке исполнения решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 18 ноября 2018 г.
Оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о необходимости отказа истцу в удовлетворении его исковых требований по настоящему делу, при этом исходил из того, что представленные истцом доказательства не подтверждают наличие совокупности условий, при которых на работника может быть возложена материальная ответственность, а именно: наличие прямого действительного ущерба; противоправного поведения работника; вины работника в причинении ущерба; причинной связи между противоправным поведением работника (действиями или бездействием) и наступившим ущербом. Какая-либо проверка в соответствии с положениями статьи 247 ТК РФ по факту исполнения обязательств по муниципальным контрактам надлежащим образом работодателем не проводилась. Объективных доказательств, подтверждающих противоправность поведения ответчика, наличие вины Мальковой Т.В. в причинении ущерба бюджету Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, а также существование причинно-следственной связи между поведением Мальковой Т.В. и наступившими последствиями в виде выплаты из указанного бюджета неустойки не имеется.
В этой связи выплата неустойки не может повлечь материальную ответственность работника в виде взыскания с него в порядке регресса, поскольку такая выплата не является прямым возмещением причиненного третьему лицу ущерба, а является мерой гражданско-правовой ответственности по муниципальным контрактам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционного представления повторяют фактические и правовые основания заявленных исковых требований, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционного представления об отсутствии какой-либо необходимости заключения 13 мая 2015 г. муниципальных контрактов с ООО "ЭКО-М", как и о том, что ответчиком не предпринималось каких-либо действий по погашению задолженности до 18 ноября 2018 г. отклоняются.
Как уже указывалось выше заключение муниципальных контрактов было обусловлено соглашением Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия и администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия "N" от 02 июля 2015 г, целью которого являлось выполнение полномочий органов местного самоуправления по разработке муниципальными образованиями схемы водоснабжения, водоотведения, проектно-сметной документации с целью реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В рассматриваемом случае заключение муниципальных контрактов не выходило за пределы полномочий главы администрации сельского поселения, было направлено на реализацию полномочий органа местного самоуправления в определенной сфере, в силу чего оценка мотивации необходимости их заключения, не представляется возможной, поскольку входит в круг вопросов деятельности органов власти местного уровня, непосредственно определяющего очередность или приоритет тех или иных целей.
Наличие вступившего в законную силу судебного постановления о взыскании денежных средств не свидетельствует о том, что главой администрации сельского поселения каких-либо действий по оплате стоимости муниципальных контрактов не производилось. При этом общий объем бюджета Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района на 2015 год на жилищно-коммунальное хозяйство составлял 520 400 руб, что допускало заключение контрактов в размере, отраженном в настоящем деле, в связи с чем доводы о возможности заключения контракта лишь на 58 700 руб. отклоняются, как несостоятельные.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционное представление не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 04 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Кисняшкиной А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Верюлин
Судьи Е.Г. Козина
В.А. Пужаев
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.