Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Верюлина А.В,
судей Пужаева В.А, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 октября 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Долговой Л.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с льготным исчислением стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчет размера назначенной страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе истца Долговой Л.В. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 25 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Смелковой Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Долгова Л.В. обратилась в суд с указанным иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия.
В обоснование требований указала, что с 1 июля 2016 г. она является получателем страховой пенсии по старости в связи с льготным исчислением стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Решением ответчика от 13 мая 2019 г. N102 ей отказано в перерасчете размера предоставленной пенсии по тем основаниям, что не учтенных периодов работы не имеется, при расчете размера пенсии выбран наиболее выгодный вариант исчисления. С решением ответчика истец не согласна, считает его незаконным, полагает, что размер её пенсии исчислен неверно и занижен. Указывает, что при расчете её пенсии в специальный стаж период работы в войсковой части "N", находящейся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включен в календарном исчислении, а не в льготном 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Общий трудовой стаж в календарном исчислении должен составлять не 28 лет 4 месяца 5 дней, а с учетом ее работы рабочей в совхозе "Иртышский" в Казахстане он должен составлять 30 лет 8 месяцев.
По данным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, истец просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия от 13 мая 2019 г. N102, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со стажем коэффициента 0,75% валоризации 0,46, включив в общий трудовой стаж период работы с 19 октября 1964г. по 28 мая 1966 г. в качестве рабочей в совхозе "Иртышский" и в специальный стаж период работы в войсковой части "N" Минобороны России с 19 сентября 1967 г. по 16 июня 1993 г. (25 лет 9 месяцев) из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Определением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 5 июня 2019 г. настоящее гражданское дело было передано по подсудности в Чамзинский районный суд Республики Мордовия.
Определением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 28 июня 2019г. произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное).
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 25 июля 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Долгова Л.В. считает указанное решение суда незаконным, просит его отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований. Считает, что ответчиком неверно исчислен и занижен размер ее пенсии. Указывает, что при расчете пенсии не включен в специальный стаж период работы ее работы в войсковой части, находящейся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляющий в календарном исчислении 25 лет 9 месяцев, поскольку не произведен расчет этого периода как 1 год за 1 год 6 месяцев. Полагает, что общий трудовой стаж с учетом ее работы в Казахстане должен составить 30 лет 8 месяцев, а не 28 лет 4 месяца 5 дней, как определено ответчиком.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда, заслушав истца Долгову Л.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Зайцеву Т.Г, просившую оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
С 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было введено понятие страхового стажа, наряду с которым для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, применяется понятие "общий трудовой стаж".
С 1 января 2015 г. вступили в законную силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 3 Закона о страховых пенсиях страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, истец Долгова Л.В. в период с 19 октября 1964 г. по 28 мая 1966г. работала в качестве рабочей в совхозе "Иртышский"; с 16 сентября 1967 г. по 16 июня 1993 г. она трудилась в войсковой части "N" "адрес"; с 22 июля 1993 г. по 23 сентября 1993 г. - оператором связи на Харьковском почтамте; с 25 сентября 1993 г. по 4 апреля 1994 г. - в Харьковском АО "Луч"; с 1 июля 1994 г. по 18 февраля 1997г. она работала в АО ХАТП -16368.
Согласно справке N273 от 27 ноября 2007 г. войсковая часть "N" расположена в "адрес". Данная местность приравнена к районам Крайнего Севера. При исчислении трудового стажа его исчисление должно производиться 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
С 1 июля 2016 г. Долгова Л.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 частью 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действовавшей на 1 июля 2016 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 3 января 1983 г. N 12 "адрес" Хабаровского края включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу части 5 статьи 17 Закона о страховых пенсиях лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона.
После вступления в законную силу Закона о страховых пенсиях Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Закону о страховых пенсиях.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются поименованные периоды.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются поименованные периоды.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 руб. 62 коп. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,.., суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 г.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи.
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
При этом, в числе прочего, судам следует учитывать, что продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2.
Судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" производится по состоянию на 1 января 2002 г, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин).
При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 г.
Причем исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов, указанных в этом пункте, исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве.
Судам необходимо обратить внимание на то, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кроме того, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Расчет пенсии производится по нескольким вариантам и выбирается наиболее выгодный вариант.
Из материалов дела следует, что 7 мая 2019 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с исчислением стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев.
Решением ГУ-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия N102 от 13 мая 2019 г. Долговой Л.В. отказано в исчислении размера пенсии по старости по нормам Закона Российской Федерации N 340-1 от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", поскольку размер страховой пенсии по старости, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при стаже равном 28 лет 4 месяца 3 дня является наиболее выгодным вариантом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что расчет размера пенсии Долговой Л.В. произведен ответчиком в соответствии с фактически имеющимся у нее стажем, исходя из ее заработной платы, начисленных страховых взносов, повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на 30% за стаж не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом последующих индексаций и перерасчетов. Суд указал, что примененный ответчиком механизм расчета размера пенсии соответствует установленному законом порядку.
Проверив представленные расчеты размера пенсии истца, исчисленные по разным вариантам, суд пришел к выводу о том, что выбранный ответчиком вариант расчета по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом имеющегося у Долговой Л.В. общего трудового стажа является для истца наиболее выгодным.
При этом суд указал, что в общий стаж при назначении страховой пенсии по старости включен период работы с 19 октября 1964 г. по 28 мая 1966 г, а также период работы с 19 сентября 1967 г. по 16 июня 1993 г. (25 лет 9 месяцев) в войсковой части "N" Минобороны России.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается, что расчет размера получаемой Долговой Л.В. страховой пенсии старости, исчислен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и по состоянию на 1 мая 2019 г. он составляет 16 099 руб. 54 коп.
При том в данном расчете общий трудовой стаж определен в календарном исчислении положительностью 28 лет 4 месяца 5 дней, с учетом всех периодов работы истца, в том числе в совхозе "Иртышский" с 19 октября 1964 г. по 28 мая 1966 г. и в войсковой части "N" с 16 сентября 1967 г. по 13 марта 1993 г.
По этим основаниям, отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что в расчет размера пенсии, в частности продолжительности трудового стажа не включен период работы истца с 19 октября 1964 г. по 28 мая 1966 г. в совхозе "Иртышский".
То, что расчет размера пенсии произведен из продолжительности работы истца в войсковой части 23 года 4 месяца 25 дней, а не из продолжительности работы в войсковой части 25 лет 6 месяцев 1 день связано с тем, что период нахождения истца в отпусках по уходу за детьми до полутора лет (приходящиеся на этот периоды ее работы), составляющий 2 года 1 месяц 6 дней использован для расчета как 8,1 балла в соответствии с частью 12 статьи 15 Закона о страховых пенсиях, что соответствует требованиям статей 11 и 12 данного федерального закона.
Представленными расчетами подтверждается, что при применении такой замены размер пенсии истца получается выше, чем при исчислении размера пенсии исходя из продолжительности ее работы в войсковой части 25 лет 6 месяцев 1 день без применения положений статьи 15 Закона о страховых пенсиях.
Фактически доводы истца и ее апелляционной жалобы сводятся к тому, что Долгова Л.В. настаивает на исчислении размера ее трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающим льготный порядок исчисления ее стажа работы в войсковой части "N" как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Вместе с тем, представленными расчетами пенсионного органа подтверждается, что применение данного порядка исчисления размера пенсии является менее выгодным для истца. Как указано выше по данному варианту расчета установлено его ограничение, такое ограничение предусмотрено и статьей 33 Закона Российской Федерации N 340-1 от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР".
Исходя из такого расчета, размер пенсии Долговой Л.В. составляет только 9419 руб. 5 коп, что существенно ниже получаемой истом пенсии, вариант расчета которой применен ответчиком.
Таким образом, несмотря на наличие возможности расчета трудового стажа истца с применением льготного порядка исчисления, наиболее выгоден для Долговой Л.В, а, следовательно, правомерно примененным является способ расчета пенсии согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из определения стажа ее работы в календарном исчислении.
Вместе с тем, не допускается применение иного не предусмотренного законом варианта расчета трудовой пенсии.
Расчет и утверждения истца является ошибочным, поскольку основан на разных способах осуществления расчетов пенсии.
В этой связи, отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком неправомерно не применен льготный порядок исчисления стажа ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, при расчете размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком неверно определено отношение ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП), отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Так, Долгова Л.В. считает, что размер ее трудовой пенсии должен исчисляться из соотношения 1,4, а не 1,2, поскольку к ее заработной плате начислялся районный коэффициент в размере до 1,5. Между тем, приведенной выше нормой права установлено, что 1,4 является не базовым, а максимально допустимым значением для лиц, проживающих в районах и местностях, в которых к заработной плате установлен районный коэффициент в размере до 1,5.
Представленными документами подтверждается, что отношение среднемесячного заработка Долговой Л.В. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП), исчисленное за период ее работы с 1 января 1986г. по 31 декабря 1990 г, в размере 1,224 исчислено ответчиком правильно.
Контррасчет данного отношения истцом не представлен, представленный ответчиком расчет Долговой Л.В. обоснованно не опровергнут.
Не влекут отмену обжалуемого решения суда и доводы жалобы о том, что размер пенсии подлежит исчислению из заработной платы истца за период с 1988 год по 1993 год, поскольку не опровергают выводов суда о применение ответчиком наиболее выгодного для истца варианта расчета пенсии.
Исходя из справки о заработной плате войсковой части "N" от 2 октября 2011 г. N17 отношение среднемесячной заработной платы Долговой Л.В. за период с 1 февраля 1988 г. по 31 января 1993 г. к среднемесячной заработной плате по стране составляет 0,855. Размер пенсии истца при применении данного коэффициента составляет 10 392 руб. 94 коп.
По этим основаниям отклоняются доводы жалобы о том, что при расчете пенсии допущены ошибки за период работы с 1986 года по 1990 год с учетом установленного коэффициента 1,224 и о том, что не учтены и рассчитаны периоды работы с 1988 года по 1993 год с учетом коэффициента 0,839.
Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца по делу и не влияют на законность решения, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 25 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Долговой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Верюлин
Судьи В.А. Пужаев
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.