Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 28 июня 2019 года жалобу законного представителя МКП МО ГО "Жилкомсервис" Хабибуллина Н.М. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2019 года, которым МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации) транспортного средства самоходного парома "Дорожник 19" на срок 30 суток,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2019 года МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации) транспортного средства самоходного парома "Дорожник 19" на срок 30 суток
Оспаривая законность вынесенного постановления суда, законный представитель МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" Хабибуллин Н.М, обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление суда изменить, уменьшив срок приостановления до 5 суток, приводя доводы о том, что нарушается жизнеобеспечения заречных посёлков, связь с которыми осуществляется только посредством парома.
Защитник МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" Наговицина Е.К. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила либо уменьшить срок приостановления деятельности, либо изменить наказание на штраф.
Проверив материалы дела, в том числе по доводам жалобы, заслушав защитника юридического лица и должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенное умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, в рамках рассмотрения поступившего сообщения Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта России составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" не исполняет требования по обеспечению и соблюдению транспортной безопасности при эксплуатации транспортного средства самоходного парома "Дорожник 19", который используется для перевозки пассажиров, а именно:
- не привлечены или сформированы подразделения транспортной безопасности ТС, является нарушением части 1 статьи 4, части 1 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", подпункта 3 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различной категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016 года N 678;
- не утверждено положение (устав) о сформированном, либо привлеченном подразделении транспортной безопасности, для защиты ТС от актов незаконного вмешательства, а так организационную структуру (схему) управления силами обеспечения транспортной безопасности ТС неправомочно включены Федеральные органы исполнительной власти, что является нарушением части 1 статьи4, части 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ, подпункта 9 пункта 6 Требований N 678;
- не учитываются правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверки информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, что является нарушением части 7 статьи 4 Закона N 16-ФЗ.
В силу части 9 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Пунктом "д" части 11 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ установлено, что транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (часть 4 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ).
В соответствии со статьёй 4 указанного закона, на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 названного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение указанных законодательных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 678 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.
В соответствии со статьёй 2 Требований, они применяются в отношении транспортных средств, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в том числе судов, используемых на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) перевозки грузов повышенной опасности, допущенных к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".
Согласно пункта 3, 9 статьи 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны, в том числе обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (далее - план транспортного средства) силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, в том числе привлекаемыми либо формируемыми из членов экипажа транспортного средства, имея в виду, что при осуществлении технологического взаимодействия транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры и (или) иным транспортным средством защита такого транспортного средства от актов незаконного вмешательства может осуществляться как силами обеспечения транспортной безопасности самого транспортного средства, так и силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, с которым осуществляется технологическое взаимодействие, в соответствии с планами объектов транспортной инфраструктуры и (или) планами транспортных средств, а при осуществлении технологического взаимодействия транспортного средства и объекта транспортной инфраструктуры и отсутствии на объекте транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности - силами привлекаемого или сформированного подразделения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с планом транспортного средства; утвердить следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) копии которых являются приложениями к плану транспортного средства: в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности транспортного средства - положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности. В
случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности приложениями к плану транспортного средства являются копия положения (устава) о привлеченном подразделении транспортной безопасности и копия договора о защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства; организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности.
МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис", достоверно зная, что оно является субъектом транспортной инфраструктуры и обязано исполнять требования по обеспечению транспортной безопасности, не исполнило требования по обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в бездействии и неисполнении части 1 статьи 4, части 1 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности", вышеприведённых Требований, что позволило сотрудникам ФСБ России беспрепятственно проникнуть на Объект и установить на критическом элементе Объекта "закладку" тест-предмета (макета СВУ), тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла своё подтверждение в материалах дела. Представленные доказательства в порядке, установленном статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получили должную оценку судом на предмет совершения МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" вменённого административного правонарушения.
Вывод суда о наличии в действиях МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" состава административного правонарушения является верным, согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению.
Действия МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" правильно квалифицированы по части 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" как ответственное лицо обязано было обеспечить соблюдение требований транспортной безопасности, их выполнение, однако не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
В рассматриваемом случае юридическим лицом не представлено доказательств принятия МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" всех зависящих от предприятия мер по соблюдению действующего законодательства в сфере транспортной безопасности, в частности, по обеспечению и принятию им как ответственным лицом необходимых и достаточных мер привлечению или формированию подразделения транспортной безопасности ТС, утверждению положения (устава) о сформированном, либо привлеченном подразделении транспортной безопасности, для защиты ТС от актов незаконного вмешательства, а так организационной структуры (схемы) управления силами обеспечения транспортной безопасности ТС, по отсутствию учёта правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверки информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Вместе с тем, прихожу к выводу, что имеются основания для изменения оспариваемого постановления.
Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В силу части 3 указанной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 названной статьи, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из фактических обстоятельств дела, значимости перевозок, осуществляемых самоходным паромом "Дорожник 19", являющегося фактически единственным возможным способом доставки в заречные посёлки автомобилей, в том числе специализированных служб, а также продуктов питания, принимая во внимание пожароопасный период, полагаю, что имеются основания для изменения назначенного наказания на штраф, при этом оснований для назначения его в размере, менее установленного санкцией статьи не усматриваю.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" изменить в части назначенного наказания, с приостановления (эксплуатации) транспортного средства самоходного парома "Дорожник 19" на срок 30 суток на штраф в размере 200000 рублей.
В остальной части постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2019 года оставить без изменения, жалобу законного представителя МКП МО ГО "Жилкомсервис" Хабибуллина Н.М. - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.