Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., при секретаре Микушевой А.И., рассмотрев жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Михайлова О.А. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда от 15 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Михайлова О.А.,
установила:
11 апреля 2019 года начальником отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г.Сыктывкару в отношении Михайлова О.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда от 15 мая 2019 года Михайлов О.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за то, что он 07 апреля 2019 года в период с 14.25 часов до 15.08 часов на территории... провел публичное мероприятие в смешанной форме - шествие, митинг без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в нарушение пункта 1 части 4 статьи 5, статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Михайлов О.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми суд с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что публичного мероприятия в виде шествия не проводил, а всего лишь после проведенного митинга, который, в свою очередь был в неудовлетворительных условиях для проведения на территории Мичуринского парка в г.Сыктывкаре, он взял флаг и направился к выходу из парка для осуществления своей цели - передачи резолюции в приемную администрации города. Никакого определенного заранее маршрута не было. Куда направлялись другие люди, присутствующие в парке, ему было неизвестно. Во время своего движения в сторону администрации он не демонстрировал никаких плакатов, просто нес флаг, ни к кем не разговаривал. Ни он, ни идущие люди в том же направлении, не привлекали к себе никакого внимания.
Представитель МВД по Республике Коми Бартель А.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Михайлов О.А, извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явился. В письменном ходатайстве просил отложить рассмотрение жалобы, поскольку будет находиться за пределами г.Сыктывкар, участвовать в судебном заседании сможет после 19 августа 2019 года. Указал, что документы, подтверждающие нахождение за пределами города Сыктывкар предоставит в следующее судебное заседание.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Разрешая в порядке статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях ходатайство Михайлова О.А. об отложении рассмотрения дела, оснований для его удовлетворения не нахожу, поскольку Михайловым О.А. какие-либо доводы, свидетельствующие о невозможности участия в судебном заседании 24.07.2019 по уважительным причинам не приведены и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства не представлены.
С учетом чего, принимая во внимание положения, установленные статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Михайлова О.А.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя МВД по Республике Коми, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Судом установлено, 07 апреля 2019 года в период с 14.25 часов до 15.08 часов Михайлов О.А. на территории г.... по маршруту от дома 16... провел публичное мероприятие в смешанной форме - шествие, митинг без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в нарушение пункта 1 части 4 статьи 5, ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" при следующих обстоятельствах: по окончании (объявления закрытым) публичного мероприятия на территории Мичуринского парка в г.Сыктывкаре, согласованного администрацией МО ГО "Сыктывкар", 07 апреля 2019 года в 14.25 часов Михайлов О.А, используя звукоусиливающую аппаратуру, пригласил присутствующих на публичном мероприятии пройти на... для вручения резолюции постановленной на митинге. Михайлов О.А, держа флаг Республики Коми, во главе колонны граждан числом около 350 человек, прошел по следующему маршруту:... ; по ходу движения граждане демонстрировали различные развернутые флаги, плакаты тематического содержания. Михайлов О.А. не прореагировал на неоднократные требования сотрудника полиции прекратить проведение незаконного публичного мероприятия, продолжая противоправные действия. Михайлов О.А. провел митинг при скоплении граждан в количестве около 350 человек, высказываясь преимущественно на общественно-политические темы, на крыльце здания... по адресу:.., территории, непосредственно прилегающей к зданию Конституционного Суда Республики Коми (помещение дома 8 по ул.Коммунистическая), где в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Постановлением главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29 октября 2008 года N10/4160 "Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий", проведение публичных мероприятий запрещено.
Факт совершения Михайловым О.А. указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими правильную правовую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 11 апреля 2019 года, рапортами должностных лиц УМВД России по г.Сыктывкару от 09 апреля 2019, протоколом изъятия от 08 апреля 2019 года, схемой проведения несогласованного публичного мероприятия от 07 апреля 2019 года, письменными объяснениями И, С, Б, Бр. от 08 апреля 2019 года, информацией администрации МО ГО "Сыктывкар" от 08 апреля 2019 года, видеозаписью, фотоматериалами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные статьей.
Таким образом, данный Федеральный закон от 19.06.2004 N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Предъявление к инициаторам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований обусловлено тем, что одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания и, следовательно, оно объективно затрагивает интересы значительного числа граждан (как принимающих в публичном мероприятии непосредственное участие, так и претерпевающих те или иные последствия его проведения), чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка.
Так, последствия проведения без предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления публичного мероприятия, если оно доступно восприятию другими гражданами, сопоставимы с последствиями проведения несогласованного публичного мероприятия общественного характера, поскольку открытая демонстрация убеждений может раздражать или оскорблять тех, кто имеет иные убеждения, а проводимые мероприятия с этой целью в силу своей массовости - помешать нормальной работе транспорта, государственных или общественных организаций. Тем самым при определенных обстоятельствах независимо от намерений их организаторов и участников не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а, следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.
Поскольку согласно смыслу закона целью шествия, митинга является привлечение внимания к конкретной проблеме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Михайлова О.А, публично выразившего свое мнение и вместе с другими участниками привлекшего внимание общественности в виде массового присутствия граждан в определенном месте, а также массового прохождения граждан по заранее определенному маршруту, являются смешенным публичным мероприятием - митингом и шествием.
Действия Михайлова О.А. правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Довод Михайлова О.А. в жалобе о том, что он не проводил шествие, поскольку не было определенного заранее маршрута, опровергается вышеприведенными доказательствами, в том числе видеосъемкой. При этом, обстоятельства того, что Михайлов О.А. призвал при массовом присутствии граждан в определенном месте и прошел с этими гражданами по предложенному им, то есть определенному им заранее маршруту - на Степафоновскую площадь к администрации города, чтобы отнести резолюцию к зданию администрации города с целю привлечения внимания к актуальной для них проблеме, Михайлов О.А. фактически в жалобе не опровергает.
Доводы Михайлова О.А. о незаконности запрета публичных мероприятий на.., неудовлетворительности условий для проведения митинга на территории Мичуринского парка в г.Сыктывкаре правового значения для квалификации его действий по части 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеют.
Вопреки доводам жалобы никаких неустранимых сомнений в виновности Михайлова О.А. в совершении правонарушения не имеется.
Доводы жалобы о нарушении сроков составления протокола не являются основанием для отмены состоявшихся по делу постановления.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" несущественным недостатком протокола является нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Письменное ходатайство Михайлова О.А. о вызове и допросе в суд свидетелей судьей разрешено с соблюдением требований части 2 статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о чем вынесено мотивированное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства.
Сроки привлечения к административной ответственности судом соблюдены. Наказание Михайлову О.А. назначено в виде административного штрафа, предусмотренного для граждан санкцией данной нормы закона в минимальном размере. Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд обоснованно не усмотрел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Поводов для отмены судебного постановления, в том числе по доводам жалобы не усматривается.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда от 15 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Михайлова О.А. оставить без изменения, жалобу Михайлова О.А. - без удовлетворения.
Судья С.В. Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.