Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., при секретаре Буткиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Седых Т.Г на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27.02.2019, которым постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми от 22.01.2019 "Номер обезличен" о привлечении Седых Т.Г к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Седых Т.Г. - без удовлетворения,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 22.01.2019 "Номер обезличен" должностное лицо Седых Т.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Седых Т.Г. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены в разумный срок, еще до вынесения постановления, мероприятия по дезинсекции проведены "Дата обезличена". В судебном заседании защитник привлекаемого лица также просил освободить Седых Т.Г. от административного наказания в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Судьей принято вышеуказанное решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Седых Т.Г. просит отменить решение судьи и постановление должностного лица административного органа, как незаконные, производство по делу прекратить, ссылаясь на проведение мероприятий, направленных на исключение проникновения и появления насекомых и грызунов, а именно: проведение мероприятий специализированными организациями по дезинсекции в..,..,..,... года, а затем и.., проведение ремонта в летний период в пищеблоке корпуса "Номер обезличен" Учреждения; проведение дезинсекции после выявления нарушений сотрудниками Роспотребнадзора по РК в разумный срок в выходной день в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 17.18 СанПиН 2.4.13049-13.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Седых Т.Г. - Шулепова А.М, представителя Управления Роспотребнадзора Рыбак Р.В, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения, которые регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 13.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" установлено, что в помещениях пищеблока дезинсекция и дератизация проводится специализированными организациями.
Пунктом 17.18 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" предусмотрено, что в дошкольной образовательной организации должны проводиться мероприятия, исключающие проникновение насекомых и грызунов. При их обнаружении в течение суток должны быть организованы и проведены мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных мероприятий.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. от "Дата обезличена" "Номер обезличен" проведено расследование причин возникновения случаев инфекционных заболеваний в отношении МБДОУ "... ", по результатам которого составлен акт от "Дата обезличена" "Номер обезличен", согласно которому выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, в том числе нарушения пунктов 13.30, 17.18 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", выразившиеся в том, что по состоянию на "Дата обезличена" в период с... час. по... час. на пищеблоке МБДОУ "... ", расположенном в корпусе по адресу: г.., в помещении холодного цеха обнаружены синантропные членистоногие (тараканы) живые, активно передвигаются по стенам пищеблока.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении и.о. заведующего МБДОУ "... " Седых Т.Г. протокола об административном правонарушении от "Дата обезличена" "Номер обезличен" по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ, которым должностному лицу вменены нарушения пунктов 13.30, 17.18 СанПиН 2.4.1.3049-13, с указанием, что на "Дата обезличена" в период с... час. по... час. на пищеблоке МБДОУ "... ", расположенном в корпусе по адресу: г..., в помещении холодного цеха обнаружены синантропные членистоногие (тараканы) живые, активно передвигаются по стенам пищеблока.
Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности от "Дата обезличена" "Номер обезличен" и.о. заведующего МБДОУ "... " Седых Т.Г. нарушены требования статьи 28 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ: пункты 13.20, 17.18 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", а именно на "Дата обезличена" в период с... час. по... час. на пищеблоке МБДОУ "... ", расположенном в корпусе по адресу:.., в помещении холодного цеха обнаружены синатропные членистоногие (тараканы) живые, активно передвигаются по стенам пищеблока, что образует состав административного правонарушения. предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Республике Коми пришло к выводу о совершении и.о. заведующего МБДОУ "... " Седых Т.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Судья городского суда, проверяя законность привлечения Седых Т.Г. к административной ответственности, принимая во внимание, что указанные требования закона N52-ФЗ, а также утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013 N26 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" своевременно не выполнялись, пришла к выводу о том, что и.о. заведующего МБДОУ "... " Седых Т.Г. обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
При этом должностное лицо и судья городского суда исходили из того, что вина должностного лица Седых Т.Г. в совершении административного правонарушения подтверждена представленными в материалы дела доказательствами: распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. от "Дата обезличена" "Номер обезличен"; актом по результатам проведения расследования случаев инфекционных заболеваний от "Дата обезличена" "Номер обезличен"; протоколом об административном правонарушении от "Дата обезличена" "Номер обезличен"; фотографиями и другими материалами дела.
С такими выводами судьи городского суда и должностного лица согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статьи 24.1 КоАП РФ).
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу статьи 29.10 КоАП РФ постановление должностного лица также должно соответствовать установленным требованиям и содержать все необходимые сведения.
Однако в нарушение вышеуказанных требований КоАП РФ в постановлении о привлечении к административной ответственности надлежащим образом не описано событие вмененного должностному лицу Седых Т.Г. правонарушения, из его содержания не ясно, в чем именно выразилось событие административного правонарушения. Данные обстоятельства не отражены и в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, в акте по результатам проведения расследования случаев инфекционных заболеваний от "Дата обезличена" "Номер обезличен" и в протоколе об административном правонарушении от "Дата обезличена" "Номер обезличен" указано на выявление нарушения пункта 13.30 СанПиН 2.4.1.3049-13, вместе с тем такого пункта указанные Правила не содержат.
Фактически объективная сторона правонарушения, которая вменяется и.о. заведующего МБДОУ "... " Седых Т.Г, в протоколе и постановлении об административном правонарушении не раскрыта, в перечисленных актах приведены лишь ссылки на пункты СанПиН 2.4.1.3049-13 и не указано, в чем именно выразилось совершенное Седых Т.Г. нарушение, какие именно санитарно-эпидемиологические требования были ей не выполнены, в какой период.
Из материалов дела и приложенных документов усматривается, что в МБДОУ "... " проводились мероприятия ООО "... " по дезинсекции в первом полугодии... года. Однако в протоколе сведений о несоответствии данной организации каким-либо требованиям действующего законодательства для осуществления дезинфекционной деятельности не приведены. Также в протоколе не зафиксирован и не подтвержден факт не проведения мероприятий по дезинсекции в течение суток при обнаружении проникновения насекомых. Акт о выявленных нарушениях и протокол об административном правонарушении датированы одним числом.
Кроме этого, как следует из материалов дела, согласно приказу от "Дата обезличена" Седых Т.Г. - заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, исполняла обязанности заведующей МБДОУ "... " в период отсутствия основанного работника (заведующей П..) два дня - "Дата обезличена" и "Дата обезличена". Какие-либо доводы и доказательства того, что Седых Т.Г. является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ, за исключением исполнения обязанностей заведующей МБДОУ "... " "Дата обезличена" и "Дата обезличена", по вмененным ей нарушениям материалы дела не содержат.
Указанные недостатки являются существенным, так как согласно статье 26.1 и статье 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья выходить не вправе. Отсутствие в протоколе четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, и противоречит требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Отмеченное обстоятельство лишало должностное лицо возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения и принять правильное решение по делу.
С учетом изложенного, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судье, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, следовало возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков. Однако в настоящее время такая возможность утрачена, так как в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол, допускается только на стадии подготовки дела к рассмотрению.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи городского суда не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 22.01.2019 "Номер обезличен" и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27.02.2019 по делу о привлечении Седых Т.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.