Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., рассмотрев 03.07.2019 в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу Кривошеина И.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.05.2019 и постановление старшего инспектора по ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от "Дата обезличена",
установил:
постановлением должностного лица ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от "Дата обезличена" прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту получения в результате дорожно-транспортного происшествия телесных повреждений Кривошиным И.А.
Не согласившись с указанным постановлением, Кривошеин И.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой.
По результатам рассмотрения жалобы, судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми принято 15.05.2019 решение, которым постановление старшего инспектора по ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от "Дата обезличена" о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Кривошеина И.А. - без удовлетворения,
Не согласившись с указанным решением, Кривошеин И.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица по мотиву их незаконности.
Участники дела в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда не нахожу.
Из материалов дела следует, что должностным лицом ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару определением от "Дата обезличена" возбуждено производство по делу об административном правонарушении с проведением административного расследования по факту наезда на пешехода Кривошеина И.А, имевшего место "Дата обезличена" в... мин. у дома "Адрес обезличен".
Определением должностного лица ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от "Дата обезличена" по делу назначена судебно-медицинская экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУЗ РК "... ".
Согласно выводам, содержащимся в заключении государственного судебно - медицинского эксперта ГБУЗ РК "... " "Номер обезличен" от "Дата обезличена" у Кривошеина И.А. обнаружены: ссадина лобной области справа, зажившая с образованием депигментированного участка кожных покровов, кровоподтеки скуловой области, правого бедра, ссадина правового голеностопного сустава. Данные телесные повреждения могли образоваться от ударных воздействий твердых тупых предметов и соударений о таковые, нельзя исключить в условиях дорожно-транспортного происшествия от "Дата обезличена". Кровоподтеки ссадины квалифицируются как не причинившие вреда здоровью.
По имеющимся медицинским данным подтвердить выставленный диагноз "ушиб левого голеностопного сустава" не представляется возможным, так как в медицинских документах в указанной области не отмечено наличие телесных повреждений в виде ран, ссадин кровоподтеков, костно-травматических изменений. Обнаруженный отек мягких тканей в области данного сустава, болезненные при ощупывании, может являться следствием реакции тканей на травматическое воздействие, при этом расценивать данное изменение как телесное повреждение не имеется оснований, поскольку оно не соответствует определению телесного повреждения (не нарушает анатомической целостности тканей, не нарушает их физиологических функций).
При нахождении на амбулаторном лечении у Кривошеина И.А. диагностировано частичное повреждение наружной (латеральной) боковой связки левого коленного сустава по данным рентгенологического (от "Дата обезличена") и ультразвукового (от "Дата обезличена") исследований, однако учитывая позднее появление жалоб на боль в области левого коленного сустава (более чем через две недели после травмы), отсутствие контактных телесных повреждений в данной области ( в виде раны, ссадины, кровоподтека), посттравматического отека мягких тканей сустава, объективных признаков нарушений его функций, достоверно определить причинно-следственную связь данного повреждения с дорожно-транспортным происшествием "Дата обезличена" и подвергнуть его судебно-медицинской оценке не представляется возможным.
По делу об административном правонарушении сотрудниками ГИБДД были отобраны объяснения участников дорожно-транспортного происшествия Кривошеина И.А,...
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое установлена административная ответственность.
В силу пункта 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу части 1.1 указанной статьи постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.
Статья 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность при нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. С учетом квалификации вреда здоровью действия виновного лица квалифицируются либо по части первой данной статьи, либо по части второй, соответственно.
Прекращая производство по делу, должностное лицо ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару исходило из того, что отсутствие причинения потерпевшему легкого или средней тяжести вреда здоровью не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя оспариваемое постановление должностного лица ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от "Дата обезличена" без изменения, судья городского суда указал, что выводы должностного лица основаны на представленных в материалы дела доказательствах, в связи с чем согласился с ними.
Доказательствам, представленным в материалы дела, дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями закона. Анализ доказательств, а равно их оценка, подробно изложены в решении суда. С учетом этого, оснований не согласиться с выводами судьи, не имеется.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях суд должен исходить из такого принципа административной ответственности, как презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Оценивая законность постановления о прекращении производства по делу, судья городского суда обоснованно принял во внимание совокупность представленных в материалы дела доказательств.
Поскольку совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая выражается в причинении потерпевшему легкого или средней тяжести вреда здоровью, то вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях.., является верным.
Несогласие заявителя с заключением судебно-медицинской экспертизы, проведенной в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влечет отмену состоявшегося решения судьи городского суда и постановления должностного лица, поскольку по делу об административном правонарушении не был установлен обязательный элемент объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде вреда здоровью потерпевшего, в связи с чем, вывод инспектора по ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару об отсутствии в действиях... состава данного правонарушения является верным, поскольку соответствует установленным обстоятельствам по делу и не противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы о неверной оценке судом доказательств являются несостоятельными.
Каких-либо нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необъективности судебного рассмотрения, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемое решение судьи является законными и обоснованным, оснований для его отмены, а также для отмены постановления должностного лица, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.05.2019 и постановление должностного лица ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от "Дата обезличена" о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, жалобу Кривошеина И.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Судья- А.А. Голиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.