Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовичекно С.В., при секретаре Микушевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" на решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 02.07.2019, постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 03.04.2019 N 134, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми"
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 03.04.2019 N 134 ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратилось с жалобой в Сосногорский городской суд, в которой просило вынесенное в постановление признать незаконным и отменить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, поскольку повреждение оборудования скважины и загрязнение участка лесного фонда произошли в результате противоправных действий неустановленных лиц, а не по вине Общества, о чем административному органу были представлены акт расследования причин происшествия от 03.10.2018 и материалы проверки ОЭБиПК ОМВД России по г.Сосногорску.
Судьей вынесено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в жалобе защитником ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" ЮриковымП.А, поданной в Верховный Суд Республики Коми.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения на неё выслушав объяснения представителя ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Перминову М.С, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная, заключается в загрязнении лесов, при этом загрязнение является одномоментным действием, заканчивающимся в момент завершения поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Законом об охране окружающей среды и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрации которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 части 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 49 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу положений пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Согласно пункту 25 названных Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
Подтоварная вода образуется при разделении нефтяной эмульсии и является смесью воды с нефтью и другими примесями. Подтоварные воды - это пластовые и пресные воды, которые выкачиваются на поверхность из недр земли при добыче углеводородного сырья, используются для обессоливания углеводородов, затем сливаются из резервуаров с углеводородами и закачиваются в естественный природный подземный коллектор. Они отличаются высокой степенью минерализации и являются химическим загрязнителем, попадание которого в поверхностные водные объекты и на почвы может нанести вред окружающей природной среде.
Из материалов дела следует, что согласно договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, от 20.11.2017 NС0990517/41-АЗ ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, местоположение: Республика... лесничество, квартал 164 и др, в том числе выдел 25. Срок действия договора определен по 01.12.2019.
По условиям пункта 4 договора лесной участок передан для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, цель использования определена как обустройство... участка недр для закачки пластовых вод НШУ "Ярегнефть" в 2013-2014 г, строительства и эксплуатации, в том числе вертикальной контрольно-наблюдательной скважины N 2КН.
Подпунктами "к", "х" пункта 11 договора в качестве обязанностей арендатора предусмотрено осуществление ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" санитарно-оздоровительных мероприятий на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов; выполнение обязанностей, предусмотренных законами Российской Федерации, Лесным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.
02.10.2018 при проведении патрулирования участковым лесничим Островским А.В. территории лесного фонда установлен излив жидкости из контрольно-наблюдательной скважины N 2КН... участка закачки шахтных вод... месторождения, расположенного в квартале 164 выдел 25... лесничества, зафиксирован факт протекания жидкости в усыхающий лесной массив и ее попадания в ручей.., на что указано в акте патрулирования от 02.10.2018 N 55/06 и пояснениях к нему от той же даты.
Указанная информация передана 02.10.2018 в Управление Роприроднадзора, в тот же день возбуждено административное производство в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" по факту излива жидкости (пластовой воды) на скважине ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", расположенной в квартале 164 выделе 25... лесничества ГУ РК "... ".
Из представленных в деле об административном правонарушении фотоматериалов следует, что территория, на которой расположена скважина не огорожена; наблюдательный пункт отсутствует; задвижки скважины раскручены, из скважины происходит излив прозрачной жидкости, вокруг скважины и на расстоянии от нее наблюдается скопление стоков.
Согласно акту от 03.10.2018 осмотра контрольно-наблюдательной скважины N2КН Лачьельского участка закачки шахтных вод... месторождения от устья скважины до лесного массива имеются следы красно-рыжего цвета, нарушена целостность обваловки площадки скважины, в лесном массиве на площади 0,2 га зафиксирован факт выноса песка с площадки, а также наличие луж красно-рыжего цвета. Запорная арматура не повреждена, отмечено, что штурвалы запорной арматуры полностью открыты, манометр отсутствует, излив происходит из места их установки. Экологический ущерб, причиненный лесному фонду, предварительно составил 2 271 730 руб.
По результатам лабораторных исследований, проведенных филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ по Республике Коми", подготовлено экспертное заключение от 01.11.2018 N 32-Э-18, согласно выводам которого отобранные на месте излива (скважина N 2КН) пробы почвы содержат загрязняющие вещества, превысившие их содержание в фоновой пробе: нефтеродукты от 1,88 до 3,4 раза; кобальт от 5,5 до 52 раз; марганец от 1,6 до 67,7 раза; никель от 1,24 до 8,8 раза; цинк в 1,6 раза; медь от 1,5 до 2,35 раза; сера от 2,06 до 2,96 раза; хлорид-ионы в 33,3 раза; негативное влияние на почву и растительность могут оказать: кобальт, марганец и сера в концентрациях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 04.12.2018 N 30, актом патрулирования территориального лесного фонда от 02.10.2018 N55/06 с фотомаериалами, актом от 03.10.2018 осмотра контрольно-наблюдательной скважины N2КН Лачьельского участка, экспертным заключением от 01.11.2018 N 32-Э-18; договором от 20.11.2017 N С0990517/41-АЗ аренды лесного участка земель лесного фонда и другими материалами дела.
Относимость, допустимость и достоверность приведенных выше доказательств сомнений не вызывает.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи городского суда, не имеется.
Таким образом, действия ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" правильно квалифицированы должностным лицом, вынесшим вышеуказанное постановление, и судьей городского суда по выше названной норме.
При рассмотрении жалобы судья городского суда проверила все доводы ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", правомерно признала эти доводы несостоятельными с указанием мотивов принятого решения. Оснований не согласиться не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии вины во вменяемом Обществу административном правонарушении, со ссылками на то, что все необходимые действия со стороны Общества по соблюдению норм действующего законодательства выполнены, осмотр скважины производился своевременно в соответствии с Проектом опытно-промышленной эксплуатации Лачьельского полигона для закачки подтоварных вод через нагнетательные скважины в подземные горизонты, при этом утечка пластовой воды из скважины произошла по причине её повреждения неустановленными лицами в результате совершения преступления, обоснованно отклонены судьей.
ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", являясь в силу закона и условий договора аренды ответственным за безопасную производственную и экологическую эксплуатацию скважины, за соблюдение Правил санитарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, не приняло всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для осуществления должного контроля за безопасной эксплуатацией опасного производственного объекта с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду.
Проведение технического диагностирования, осмотра не исключает обязанности арендатора участка лесного фонда не допускать нарушений лесного и природоохранного законодательства при использовании.
Учитывая большую площадь арендованной территории лесного участка, его место расположения, характер и объем проводимых работ и сложность используемого в производственном процессе технологического оборудования, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" необходимо было обеспечить должный уровень контроля и проверочных мероприятий для предотвращения возможных факторов риска причинения вреда лесному фонду. В целях недопущения возможности появления негативных последствий производственной деятельности Обществу надлежало на регулярной основе проводить осмотр, проверку оборудования, осуществлять аэровизуальный способ контроля за скважинами и другие виды контроля. Факт разлива подтоварной воды на поверхность земли лесного фонда подтвержден имеющимися в материалах дела документами и не опровергнут Обществом.
Доказательств, указывающих на обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, к переоценке установленных по делу об административном правонарушении обстоятельств, правовых оснований для которых не имеется.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административном правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административном правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены вынесенного постановления и решения, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса РФ об административном правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 02 июля 2019 года и постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 03 апреля 2019 года N 134, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" оставить без изменения, жалобу "ЛУКОЙЛ-Коми" - без удовлетворения.
Судья С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.