СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.
судей Жуковской С.В, Костенко Е.Л.
при секретаре Буткиной А.В,
с участием прокурора Шевелевой М.Г,
рассмотрела в судебном заседании 28 марта 2019 года дело по апелляционным жалобам администрации муниципального района "Прилузский" и МУП "Жилсервис" на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 28 декабря 2018 года, которым
заявление прокурора Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Коми к администрации муниципального образования сельское поселение "Объячево", Муниципальному унитарному предприятию "Жилсервис", администрации муниципального образования муниципальный район "Прилузский" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку на территории сельского поселения "Объячево", ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, разработать проект рекультивации земельного участка, сдать рекультивированный земельный участок - удовлетворено частично,
возложена на Муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории с.п. "Объячево" в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 01 июля 2025 года;
возложена на администрацию муниципального образования сельского поселения "Объячево" обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 01 июля 2025 года;
возложена на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных на земельном участке, расположенном на территории с.п. "Объячево" в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", в срок не позднее 01 июля 2025 года;
возложена на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", в срок не позднее 01 июля 2025 года;
возложена на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории с.п. "Объячево" в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 01 сентября 2025 года;
возложена на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 01 сентября 2025 года;
обязана администрация муниципального образования муниципального района "Прилузский" сдать рекультивированный участок, расположенный на территории с.п. "Объячево" в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района "Прилузский" от 12.07.2013 N 1135 в срок не позднее 01 сентября 2025 года;
обязана администрация муниципального образования муниципального района "Прилузский" сдать рекультивированный участок, расположенный на территории в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района "Прилузский" от 12.07.2013 N 1135 в срок не позднее 01 сентября 2025 года;
требования прокурора Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Коми к администрации муниципального образования сельского поселения "Объячево" в части осязания ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории с.п. "Объячево" в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации - оставлены без удовлетворения;
судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обращены за счет федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В, объяснения прокурора Шевелевой М.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к АСП "Объячево", АМР "Прилузский" и МУП "Жилсервис" об обязании ликвидировать несанкционированные свалки на территории СП "Объячево" и СП "Читаево", ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов возложении обязанности разработать проекты рекультивации земельных участков и сдать рекультивированные земельные участки.
В обоснование заявленных требований указано, что Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Прилузского районного комитета по охране окружающей среды произведен осмотр территории СП "Объячево" и СП "Читаево", по результатам которого составлено заключение о наличии на территориях несанкционированных свалок. Поскольку бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на этих территориях, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивал, уточнил исковые требования в части сроков исполнения решения суда.
Представитель ответчика АМР "Прилузский" с иском не согласился.
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков АСП "Объячево" и МУП "Жилсервис", третьих лиц Прилузского районного комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в лице Территориального отдела в Койгородском районе, извещенных надлежащим образом, и постановилприведенное выше решение.
В апелляционных жалобах ответчики АМР "Прилузский" и МУП "Жилсервис" просят об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Ответчик АСП "Объячево" представил письменный отзыв, в котором поддержал апелляционную жалобу АМР "Прилузский".
От Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора и прокурора Прилузского района поступили возражения на апелляционные жалобы.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции, 30.08.2018 Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Прилузского районного комитета по охране окружающей среды произведен осмотр территории МО СП "Объячево" в ходе которого установлено, что в СП "Объячево" в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"" расположена несанкционированная свалка. По периметру всей территории полигона ТБО устроено легкое ограждение, имеется осушительная траншея глубиной до 2 м, либо вал высотой не более 2 м. Въезд на свалку оборудован шлагбаумом, контрольно-пропускным пунктом, на котором имеется вывеска "Полигон МУП "Жилсервис". Свалка действующая, в ходе осмотра производится прием ТБО. У производственно-бытового здания стоит спецтехника. За свалкой ТБО имеется пункт слива ЖБО в виде двух котлованов. Отдельно складируются отходы металлолома.
Указанный объект размещения отходов размещен на земельном участке с кадастровым номером.., площадью 31 530+/-124 кв.м, местоположение: "Адрес обезличен", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находится собственности МО МР "Прилузский", передано с 31.08.2016 в аренду МУП "Жилсервис" на 49 лет на основании договора аренды N 2 от 31.08.2016.
Также в ходе осмотра на территории СП "Читаево" выявлена еще одна несанкционированная свалка, которая расположена в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"".
Указанная несанкционированна свалка размещена на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена. Собственник свалки на день рассмотрения дела по существу не установлен.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив образование несанкционированных свалок, пришел к выводу о том, что бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, создает опасность причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, чем нарушает право неопределенного круга лиц - населения с. Объячево и с. Читаево - на благоприятную окружающую среду.
Полномочия по участию в организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, организации уборки и очистки территории сельского поселения от отходов на территории Республики Коми принадлежат органам местного самоуправления сельских поселений, а полномочия по участию в организации деятельности по обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов остаются в сфере деятельности органов местного самоуправления муниципального района.
Вместе с тем, ликвидация свалки на территории СП "Объячево" путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации лежит именно на МУП "Жилсервис", поскольку в судебном заседании установлен собственник отходов, который за их сбор получает доход.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие с 01.07.2002 Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу положений п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 N 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (в ред. Закона РК от 25.12.2015 N 122-РЗ).
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку неисполнение органами местного самоуправления возложенных законом обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Доводы апелляционной жалобы АМР "Прилузский" повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции и выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, правовых оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Ссылка АМР "Прилузский" в жалобе на то, что суд не принял во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации в отношении трактовки полномочий муниципального образования сельского поселения, несостоятельна, так как обжалуемое решение не противоречит указанным определениям Конституционного Суда Российской Федерации.
Не привлечение к участию в деле в качестве третьего лица регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми ООО "Ухтажилфонд" на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку соглашение с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных законом. Решением суда интересы ООО "Ухтажилфонд" не затронуты, в связи с чем оснований для привлечения данного лица к участию в деле судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы МУП "Жилсервис" о невозможности исполнения решения суда ввиду открытия конкурсного производства судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку запись о ликвидации МУП "Жилсервис" в государственный реестр не внесена, в силу ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника осуществляет конкурсный управляющий.
Доводы о недобросовестном поведении АМР "Прилузский" и о трансформации заявленного неденежного требования в денежное требование не относятся к предмету настоящего спора.
С учетом изложенного, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прилузского районного суда Республики Коми от 28 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального района "Прилузский" и МУП "Жилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.