СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Круковской А.В, Ус Е.А,
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 28 марта 2019 г. дело по апелляционной жалобе Рисковой А.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2019 г, по которому
в удовлетворении исковых требований Рисковой А.В. к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Сыктывкара" о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации с 15.08.2018, признании незаконным решения N 16-2018 от 31.08.2018, обязании выдать предложение для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (по возрасту) с 15.08.2018, отказано.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А, объяснения представителя истца Рисковой А.В. Комарова А.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рискова А.В. обратилась в Сыктывкарский городской суд с иском к ГУ РК "Центр занятости населения г.Сыктывкара" о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации с 15.08.2018, признании незаконным решения N 16-2018 от 31.08.2018, обязании выдать предложение для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (по возрасту) с 15.08.2018, ссылаясь на увольнение 12.03.2018 в связи с ликвидацией организации, 02.04.2018 она встала на учет в Центре занятости населения и на момент подачи заявления не трудоустроена, достигла 48 лет, имеет трудовой стаж 27 лет. Решением ЦЗН от 31.08.2018 в удовлетворении её заявления отказано, рекомендовано продолжить поиск работы при содействии ЦЗН. С данным решением истец не согласна, поскольку с даты постановки на регистрационный учет она принимала активные меры для трудоустройства, однако не была трудоустроена по причинам от неё независящим.
Ответчиком иск не признан.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Рискова А.В. просит отменить решение суда и вынести новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 12.03.2018 трудовой договор с истцом расторгнут в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. 02.04.2018 Рискова А.В. обратилась в центр занятости населения с заявлением о содействии в поиске подходящей работы и 12.04.2018 признана безработной.
15.08.2018 Рискова А.В. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче предложения о выходе на пенсию по старости досрочно.
Решением ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" N 16-2018 от 31.08.2018 Рисковой А.В. рекомендовано продолжить поиск подходящей работы при содействии ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" с целью дальнейшего трудоустройства.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
При рассмотрении дела установлено, что с даты постановки на регистрационный учет (02.04.2018) Рискова А.В. регулярно обращалась в ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" за сведениями о наличии вакансий, ей выдавались выписки перечня вариантов подходящей работы из банка вакансий работодателей, имеющихся в базе ЦЗН, для самостоятельного поиска работы, а также направления на работу согласно её пожеланий к искомой работе, указанной в карточке персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Рискова А.В. не была трудоустроена: в связи с отсутствием вакансий, подходящей работы, опыта работы, а также закрытием вакансий.
Ответчиком, наряду с непосредственным поиском работы для истца, проводились дополнительные консультационные мероприятия, а также 13.06.2018 на основании заявления Рисковой А.В. о предоставлении госуслуги по профессиональной ориентации, истцу выдано заключение о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Из данного заключения следует, что истцу рекомендованы следующие профессии: парикмахер, маникюрша, педикюрша; с заключением истец ознакомлена 13.06.2018.
Разрешая спор и отказывая Рисковой А.В. в признании права на досрочное назначение пенсии, суд первой инстанции указал, что ответчик не исчерпал все возможности к трудоустройству истца, исходя из того, что Рискова А.В. не прошла переобучение по выданному ей заключению.
Вместе с тем при рассмотрении дела достоверно установлено, что обучение по учебному курсу "маникюрша" проходило в период с 12.11.2018 по 21.12.2018, по учебному курсу "парикмахер" было три набора учебных групп на следующие периоды обучения: с 03.09.2018 по 21.12.2018, с 18.12.2018 по 29.03.2019 и с 20.12.2018 по 24.04.2019; на специалиста по охране труда также было три группы на учебный курс с 21.09.2018 по 21.12.2018, с 08.11.2018 по 21.12.2018 и с 21.12.2018 по 30.04.2019 Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент обращения Рисковой А.В. с заявлением о направлении предложения о досрочном назначении пенсии со дня выдачи заключения она не могла пройти соответствующего обучения и получить дополнительную специальность, которое предоставляло бы ответчику дополнительные возможности трудоустройства истицы.
Отсутствие возможности трудоустройства Рисковой А.В. с момента регистрации в качестве безработного и обращения за предложением установлено при рассмотрении дела с достаточной полнотой и не оспаривалось при рассмотрении дела.
Таким образом, на день обращения Рисковой А.В. с заявлением о направлении предложения о досрочном назначении пенсии в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" имелись все указанные в законе в качестве основания для направления центром занятости обстоятельства: увольнением в связи с ликвидацией организации, признание в установленном порядке безработной; отсутствие у органа службы занятости населения возможности для его трудоустройства; наличие стажа работы, дающего право на назначение страховой пенсии по старости; достижение определенного возраста. Свое согласие на назначение досрочной страховой пенсии истица выразила, направив ответчику соответствующее заявление.
Суд первой инстанции, анализируя положения закона, признавая, что не исчерпаны возможности трудоустройства Рисковой А.В, не учел, что с тем с учетом фактических обстоятельств отсутствия возможности переобучения у ответчика на день обращения с заявлением возможности трудоустройства были исчерпаны. С учетом данного обстоятельства, установленные законом основания для признания за Рисковой А.В. на день вынесения ответчиком решения имелись.
Конституционный Суд РФ в определение от 18.11.2004 N 400-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черниги Г.И. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 4 и 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" указал, что содержащаяся в п. 2 ст. 32 Закона о занятости норма, наделяющая органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. Из содержания данной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя свои полномочия, могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежит судебному контролю.
Указанная правовая позиция о применении норм материального права предполагает, что орган занятости населения при соблюдении перечисленных в законе условий предложения о досрочном назначении пенсии не вправе произвольно отказать безработному, выразившему желание, в досрочном назначении пенсии.
Отказ в направлении предложения в пенсионный орган в данном случае является неправомерным.
При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о неправильном применении судом норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и в силу статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Рисковой А.В.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Государственного учреждения Республики Коми "Центр занятости населения города Сыктывкара" N 16-2018 от 31.08.2018 об отказе в выдаче предложения для назначения досрочной страховой пенсии по старости (по возрасту).
Признать за право Рисковой А.В. право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации с 15.08.2018.
Обязать Государственное учреждение Республики Коми "Центр занятости населения города Сыктывкара" выдать Рисковой А.В. предложение для пенсионного органа в г. Сыктывкаре о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Коми "Центр занятости населения города Сыктывкара" в пользу Рисковой А.В. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.