СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н. и Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе Васяновой Е.А. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 22 августа 2018 года, которым
исковые требования Васяновой Е.А. к Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Коми, Управлению ФНС России по Республике Коми о взыскании выплат, связанных с увольнением по сокращению замещаемой должности, денежной компенсации за задержку выплат, взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М, объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми и Управления ФНС России по Республике Коми Хомченко С.Т, судебная коллегия
установила:
Васянова Е.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми о взыскании задолженности по компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 119058, 67 руб, задолженности по компенсации в связи с сокращением замещаемой должности денежного содержания за пятый и шестой месяцы в размере 59529,33 руб, задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 68062,55 руб, денежной компенсации за задержку выплат за каждый день задержки, компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФНС России по Республике Коми.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
В возражениях относительно жалобы представитель Управления ФНС России по Республике Коми не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно пункту 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя ответчиков, судебная коллегия решение суда находит подлежащим отмене.
Установлено, что Васянова Е.А. с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проходила государственную гражданскую службу в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Инте Республики Коми, в последнее время в должности "Должность".
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 08 февраля 2017 года N01-04/084@ "О реорганизации инспекции Федеральной налоговой службы по г.Инте Республики Коми путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми" Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Инте с 10.05.2017 была реорганизована путём присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми.
Приказом ИФНС России по г.Инте от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" служебный контракт с Васяновой Е.А. был расторгнут "Дата обезличена" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе
При увольнении Васяновой Е.А. было выплачено четырёхмесячное денежное содержание в размере 224811, 8 рублей, денежная компенсация за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в размере 122 400 рублей (67 дней).
На основании решений ГУ РК "ЦЗН города Инты" Васяновой Е.А была выплачена дополнительная компенсация за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения в соответствии с ч. 3.2 ст.37 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 в размере 56 202, 95 рублей за каждый месяц.
При установлении размера всех спорных компенсаций в расчет среднего заработка не включены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" на общую сумму 357176 руб.
По мнению ответчика, спорное материальное стимулирование является самостоятельным видом выплат и не входит в состав денежного содержания, поскольку производится сверх установленного фонда оплаты труда, соответственно, не учитывается при исчислении денежного содержания при расторжении служебного контракта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией ответчика и, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 N 90н, также исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 и 23.04.2016 принимались постановления, соответственно, N 302-12 и N 347-7, которыми также предусматривались в 2015 году и в 2016 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в период работы с мая 2016 года по апрель 2017 года материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованные оплачиваемые отпуска, а также компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7.
При разрешении исковых требований Васяновой Е.А. судом не были учтены разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, содержащиеся в письме от 15.07.2014 N 14-04-05/34482.
В этой связи решение суда нельзя признать законным, решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований истца к Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Коми, с принятием нового об удовлетворении требований истца.
На основании приведенных правовых норм, с учетом средств материального стимулирования истца за период работы с мая 2016 года по апрель 2017 года (357176 руб.), подлежащих включению в расчет для компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации в связи с сокращением замещаемой должности денежного содержания за пятый и шестой месяцы, компенсации за неиспользованный отпуск, а также расчета, представленного ответчиков, недоплата по денежному содержанию составит 119058,68 руб, по компенсации за неиспользованный отпуск за 67 дней - 68062,62 руб, недоплата денежного содержания за пятый и шестой месяцы в общем размере 59529,34 руб.
Судебная коллегия также находит обоснованными требования истца о взыскании денежной компенсации за задержку выплат по статье 236 Трудового кодекса РФ и компенсации морального вреда.
Денежная компенсация с учетом установленных сроков выплат, а также исходя из ключевой ставки с 06.05.2017 - 9,25%, с 19.06.2017 - 9%, с 18.09.2017 - 8,5%, с 30.10.2017- 8,25%, с 18.12.2017 - 7,75%, с 12.02.2018 - 7,5%, с 26.03.2018 - 7,25%, с 17.09.2018 - 7,5% и с 17.12.2018 - 7,75% составит 87082,76 руб, исходя из следующего расчета:
(187121,3 (119058,68 руб. + 68062,62 руб.) х 44 дн х 9,25%:150) + (187121,3 х 91 дн х 9,00%: 150) + (187121,3 х 22 дн х 8,5%: 150) + (216885,97 (187121,22 + 29764,67) х 20 дн х 8,5% : 150) + (216885,97 х 11 дн х 8,25% : 150) + (246650,64 (216885,89+ 29764,67) х 38 дн х 8,25% : 150) + (246650,64 х 56 дн х 7,75% : 150) + (246650,64 х 42 дн х 7,5% : 150) + (246650,64 х 175 дн х 7,25% : 150) + (246650,64 х 91 дн х 7,5% : 150) + (246650,64 х 120 дн х 7,75% : 150).
С учетом нарушения ответчиком порядка выплат при увольнении истца, в соответствии с частью 1 статьи 237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный истцу неправомерными действиями ответчика определяется судебной коллегией в размере 5000 руб, исходя из обстоятельств дела с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости.
Вопреки позиции ответчиков требования пункта 16 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ не исключают применения требований Трудового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 22 августа 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Васяновой Е.А. к Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Коми.
Принять в данной части новое решение, которым
взыскать с Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Коми в пользу Васяновой Е.А. недоплату компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 119 058 рублей 68 копеек, недоплату за неиспользованный отпуск в сумме 68062 рубля 62 копейки, недоплату денежного содержания за пятый и шестой месяцы в общем размере 59529 рублей 34 копейки, денежную компенсацию в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ в размере 87082 рубля 76 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В остальной части решение Печорского городского суда Республики Коми от 22 августа 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.