СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в судебном заседании 29 апреля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Петричено В.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2019 года, которым:
в удовлетворении исковых требований Петриченко В.В. к администрации МО ГО "Воркута" о признании, что истец не менял место жительства с 14.11.1984 и без оснований удален из очереди, обязании ответчика восстановить истца в очереди по категории "пенсионеры" с даты постановки на учет 06.08.2008, перевести в категорию "инвалиды" с 12.07.2018 или с иной даты, положенной по закону, восстановить во всех правах, имевшихся у Петриченко В.В. до исключения из очереди, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М, судебная коллегия
установила:
Петриченко В.В. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что с 06.08.2008 состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами РКС, в связи с установлением инвалидности обратился в администрацию МО ГО "Воркута" о переводе в очередь по категории "инвалиды". Администрация МО ГО "Воркута" не удовлетворила его заявление и сняла его с очереди по тем основаниям, что истец с 2008 года по 2017 год работал в "Населенный пункт", в г.Воркуте не проживал. Петриченко В.В. оспаривает правомерность принятого решения, поскольку с "Дата обезличена" зарегистрирован в г.Воркуте, с регистрационного учета не снимался. Просит признать, что не менял место жительства с 14.11.1984 и без оснований удален из очереди; обязать администрацию восстановить истца в очереди по категории "пенсионеры" с даты постановки на учет 06.08.2008, перевести в категорию "инвалиды" с 12.07.2018 или с иной даты, положенной по закону, восстановить во всех правах, имевшихся у истца до исключения из очереди.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Петриченко С.В, Дмитриева Л.А.
Судом принято вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ), Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (далее - Подпрограмма), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879).
Судом установлено, что Петриченко В.В, "Дата обезличена" г.р, уроженец "Населенный пункт", с 06.08.2008 состоял на учете граждан-получателей жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера, по категории "пенсионеры".
С 14.11.1984 Петриченко В.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "Адрес обезличен"; совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы: С.В. - с "Дата обезличена", Л.А. - с "Дата обезличена".
В заявлениях от "Дата обезличена", "Дата обезличена" Петриченко В.В. в лице представителя по доверенности от "Дата обезличена" Г.Т. просил выделить ему государственный жилищный сертификат выпусков 2016, 2019 гг. на состав семьи из 3 человек для приобретения жилья на территории "Населенный пункт".
"Дата обезличена" Г.Т. от имени Петриченко В.В. обратилась в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о переводе истца из категории "пенсионеры" (дата постановки на учет 06.08.2008) в категорию "инвалиды" с 12.07.2018 - даты установления... группы инвалидности, в подтверждение чему представлена справка серии "Номер обезличен" от "Дата обезличена", выданная "Учреждение".
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" утвержденным постановлением администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен", истцу отказано в переводе в категорию "инвалиды", он снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с датой постановки на учет 06.08.2008 по категории "пенсионеры" на основании подпункта "б" пункта 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (выезд в другую местность на постоянное место жительства), о чем истец уведомлен администрацией МО ГО "Воркута" "Дата обезличена".
Разрешая спор, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь нормами Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, пришел к выводу об утрате истцом права состоять на учете на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В силу подпункта "б" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Из трудовой книжки истца, данных Центра ПФР в Республике Коми следует, что с 22.08.2008 по 09.03.2017 место работы Петриченко В.В. располагалось в "Населенный пункт".
По информации ГБУЗ Республики Коми "Воркутинская поликлиника" от 24.01.2019, амбулаторная карта Петриченко В.В. "Дата обезличена" была выдана истцу на руки в связи с переездом на постоянное место жительства в "Населенный пункт". Супруга Л.А. и С.В. заявленные истцом в качестве членов семьи получателя жилищной субсидии, в ГБУЗ Республики Коми "Воркутинская поликлиника" не зарегистрированы, за медицинской помощью не обращались.
Освидетельствование на предмет установления инвалидности пройдено истцом в учреждении МСЭ "Населенный пункт".
В настоящее время истец и его супруга проживают по адресу: "Адрес обезличен", С.В. - по адресу: "Адрес обезличен"; истцы и третьи лица получали судебную корреспонденцию по данным адресам, указанным ими в качестве мест проживания.
При таких обстоятельствах, свидетельствующих о факте выезда истца и членов его семьи на постоянное место жительства в населенные пункты, не относящиеся к району Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера, вывод суда об утрате истцом права состоять на учете на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является законным и обоснованным.
Судебная коллегия считает, что довод апелляционной жалобы истца о наличии у него и членов его семьи регистрации по месту жительства в г. Воркуте, не свидетельствует о незаконности как решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен", утвержденного постановлением администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен", так и оспариваемого решения суда первой инстанции.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ, Законе Российской Федерации от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах.
Статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 предусмотрено, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, регистрация гражданина по месту жительства выполняет только учетную функцию, а фактическое место проживания гражданина может не совпадать с местом его регистрации.
Юридически значимым по делу и подлежащим доказыванию истцом являлось обстоятельство фактического проживания истца и членов его семьи в г. Воркуте, относящемся к району Крайнего Севера, а не факт их формальной регистрации в указанном городе. Вместе с тем, таких доказательств истцом не было представлено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, а также направлены на переоценку обстоятельств спора, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Исходя из изложенного, оспариваемого решение сомнений в его законности и обоснованности не вызывает, а оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петриченко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.