СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А,
судей Колесниковой Д.А, Соболева В.М,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июля 2019 года апелляционную жалобу законного представителя ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" Емельяненко А.Г. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 марта 2019 года, которым
в удовлетворении административного искового заявления Государственного автономного учреждения Республики Коми "Коми лесопожарный центр" к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании незаконным приказа от 13 ноября 2018 года N 2273, обязании принять распорядительный акт, отказано.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М, объяснения законного представителя административного истца Емельяненко А.Г, представителя административного истца Ещенко О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании незаконным приказа от 13 ноября 2018 года N 2273, обязании принять распорядительный акт, указав, что указанным приказом был отменён приказ N 1492/1 от 13 июля 2018 года, которым внесены изменения в Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ государственным автономным учреждением Республики Коми "Коми лесопожарный центр" посредством включения в состав нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы "Тушение лесных пожаров" нормативных затрат на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе выполнения государственной работы, а именно продуктов питания.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика с предъявленными административным иском не согласилась.
Заинтересованное лицо Рослесхоз явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.
Дело рассмотрено при имеющейся явке лиц и судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе законный представитель ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" Емельяненко А.Г. просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, оспаривая выводы суда об отсутствии нарушения прав административного истца в результате принятия оспариваемого приказа.
В судебном заседании законный представитель административного истца Емельяненко А.Г, представитель административного истца Ещенко О.В. настаивали на удовлетворении доводов жалобы и отмене оспариваемого решения суда.
Административный ответчик и заинтересованное лицо, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьёй 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив дело в полном объёме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав объяснения законного представителя и представителя административного истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного решения суда.
В соответствии со статьёй 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Согласно части 4 указанной статьи охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно Уставу ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" учредителем и собственником имущества является Республика Коми. Предметом и целями деятельности ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" являются организация и выполнение работ по охране, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, защите, воспроизводству лесов в лесном фонде на территории Республики Коми.
Подпунктом "ж" пункта 27 Правил тушения лесных пожаров, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2014 года N 313 предусмотрено, что руководитель тушения лесного пожара, руководители лесопожарных организаций, руководители подразделений лесопожарных организаций в целях безопасности осуществления работ по тушению лесного пожара обязаны обеспечить организацию регулярного питания и снабжения питьевой водой работников, участвующих в тушении лесного пожара.
Судом установлено, что приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 16 февраля 2018 года N 325 утверждён "Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ государственными учреждениями Республики Коми, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми".
Согласно приложению N 2 к названному приказу, в состав нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы, учитываются, в том числе, нормативные затраты на приобретение продуктов питания лётчикам-наблюдателям.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 13 июля 2018 года N 1492/1 внесены изменения в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 16 февраля 2018 года N 325, которым в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы, учитываются, в том числе, нормативные затраты на приобретение продуктов работникам, непосредственно участвующих в выполнении государственной работы по тушению лесных пожаров.
Приказом N 2273 от 13 ноября 2018 года Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми отменён приказ N 1492/1 от 13 июля 2018 года "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 16 февраля 2018 года N 325 "Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ государственными учреждениями Республики Коми, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми".
Вынося обжалуемое решение об отказе в удовлетворении требований административному истцу, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимой для этого совокупности обстоятельств.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, в том числе, исходя из того, что обжалуемое решение принято уполномоченным лицом, в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, и прав административного истца не нарушает.
При этом судебная коллегия исходит из того, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, к числу которых относится и осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, в силу части 3 статьи 83 названного Кодекса предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу части 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок расходования и учёта средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 27 Правил тушения лесных пожаров, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2014 года N 313, руководитель тушения лесного пожара, руководители лесопожарных организаций, руководители подразделений лесопожарных организаций в целях безопасности осуществления работ по тушению лесного пожара обязаны обеспечить организацию регулярного питания и снабжения питьевой водой работников, участвующих в тушении лесного пожара.
Пунктами 37.6 и 37.7 Отраслевого соглашения по лесному хозяйству Российской Федерации на 2016-2019 годы установлено, что работодатель обеспечивает бесплатным питанием экипажи воздушных судов, участвующих в обнаружении и тушении лесных пожаров, лесопатологических обследованиях, в порядке, предусмотренном приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 года N 122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов" и Указаниями Министерства гражданской авиации СССР от 30 августа 1989 года N 447/У "О порядке обеспечения экипажей воздушных судов питанием в дни полетов"; работодатель организует питание работников, непосредственно участвующих в лесопатологических обследованиях, тушении лесных пожаров, в соответствии с законодательством.
Как неоднократно разъяснял Рослехоз, в том числе на обращения ГАУ РК "Коми региональный лесопожарный центр", Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, обеспечение питанием работников, участвующих в тушении лесных пожаров, за счёт средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, действующим законодательством не урегулировано и при формировании государственного задания не может быть включено в норматив затрат. Расходы по организации питания могут быть отнесены на внебюджетную деятельность учреждений, принимающих участие в тушении лесных пожаров. Для решения вопроса финансирования указанных затрат за счёт средств федерального бюджета требуется внесение изменений в действующее законодательство.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции, подлежат отклонению, поскольку самим автором жалобы указано на нарушение прав и законных интересов лиц, участвующих в тушении лесных пожаров, при этом оспариваемый приказ каких-либо прав ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" не нарушает, что правильно констатировано судом первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что отсутствие обеспечения работников, направляемых на тушение лесных пожаров, питанием, даёт им право на отказ от выполнения работ, что может повлечь срыв работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, создать угрозу объектам инфраструктуры, экономики и населённым пунктам, а также нарушает права граждан, неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, возможных, также не являются основанием к отмене обжалуемого решения.
Доводы о недостаточности доходов от внебюджетной деятельности не свидетельствуют о незаконности оспариваемого приказа, и, соответственно, не ставят под сомнение правильность обжалуемого решения суда первой инстанции.
С учётом выводов, изложенных в настоящем определении, в отсутствие необходимой для удовлетворения заявленных требований совокупности двух условий, оснований для удовлетворения требований административного иска у суда не имелось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения суда, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу законного представителя ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" Емельяненко А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.