Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Вдовиченко С.В, Пристром И.Г,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрев в судебном заседании 29 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Слюсарева В.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Слюсарева В.С. к УМВД России по г.Сыктывкару, МВД по Республике Коми о признании действий по доставлению и последующему административному задержанию 11 октября 2018 года незаконными и нарушающими пункт 1 статьи 5 Европейской Конвенции по правам человека.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения административного истца Слюсарева В.С, представителя административного ответчика МВД по Республике Коми Галяткиной Т.В, заинтересованного лица Лапшина К.В,
установила:
Слюсарев В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по г.Сыктывкару о признании действий по доставлению и последующему административному задержанию 11.10.2018 незаконными и нарушающими пункт 1 статьи 5 Европейской Конвенции по правам человека.
В обоснование административного искового заявления административным истцом указано, что 28.09.2018 им было направлено уведомление в администрацию МО ГО "Сыктывкар" о проведении 11.10.2018 шествия с 11.00 до 18.00 часов. 29.09.2018 администрацией МО ГО "Сыктывкар" было отказано в согласовании шествия. Поскольку администрацией не были предложены альтернативные варианты маршрутов, 11.10.2018 с 16.00 до 16.20 час. им проведено шествие по маршруту:... В 16.55 час. сотрудниками УМВД России по г.Сыктывкару доставили его в дежурную часть для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанные действия, административный истец просит признать незаконными, нарушающими пункт 1 статьи 5 Европейской Конвенции по правам человека.
В порядке подготовки к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МВД по Республике Коми.
Определениями суда от 27.03.2019, от 10.04.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены инспектор отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г.Сыктывкару старший лейтенант полиции Шабанов Р.А, сотрудники патрульно-постовой службы полиции УМВД России по г.Сыктывкару Карманов В.И, Лапшин К.В.
В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Коми в судебном заседании с требованиями не согласился, поскольку сотрудники УМВД действовали в соответствии с требованиями закона "О полиции".
Представитель административного ответчика УМВД России по г.Сыктывкару в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что действия сотрудников были правомерны.
Заинтересованное лицо Карманов В.И. в судебном заседании с требованиями не согласился. Также пояснил, что доставление не носило принудительный характер. Гражданам, в том числе истцу, было предложено проехать в отделение на ул.... Данные граждане в спец.отсек транспортного средства не помещались и находились в салоне автомашины. Кроме того, такой меры как административное задержание к данным лицам не применялось, после составления административного материала они ушли.
Заинтересованные лица администрация МО ГО "Сыктывкар", Зезегова Е.А, Лапшин К.В, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании не участвовали. Административное дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Суд принял решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный истец Слюсарев В.С. просит состоявшееся решение суда по делу отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Слюсарев В.С. на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Коми Галяткина Т.В. в суде апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Лапшин К.В. в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что при исполнении своих должностных обязанностей, он и Карманов осуществили доставление Слюсарева в дежурную часть с целью составления протокола об административном правонарушении. На месте составить протокол об административном правонарушении возможности не было, поскольку на месте отсутствовали лица, уполномоченные его составить, инспектор ОИАЗ был только в дежурной части, а он с Кармановым такими полномочиями не обладают.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 11.10.2018 около 16.30 часов полицейским ОБППСП Кармановым В.И, Лапшиным К.В. в дежурную часть УМВД России по г.Сыктывкару был доставлен Слюсарев В.С. для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
11.10.2018 инспектором отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г.Сыктывкару Шабановым Р.А. в отношении Слюсарева В.С. был составлен протокол СР N521331 об административном правонарушении, предусмотренном... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым 11.10.2018 в период времени с 16.18 часов до 16.23 часов на ул.Кирова г.Сыктывкара Республики Коми Слюсарев В.С. организовал и провел в составе граждан публичное мероприятие в форме шествия, по маршруту: ул.... до перекрестка с ул..., не получив в установленном порядке согласия органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар", граждане держали в руках плакаты с надписями тематического характера, Слюсарев В.С. нес в руках плакат с надписью "Я такой же, как и ты", привлекая внимание прохожих и представителей СМИ.
Постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.11.2018 Слюсарев В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном... Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 09.01.2019 постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.11.2018 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01.11.2018 административный иск Зезеговой Е.А. к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о признании незаконным, нарушающим статью 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отклонения предложенных в уведомлении от 28.09.2018 маршрутов шествия без предложения альтернативного маршрута для его проведения; возложении обязанности согласовать проведения 16.11.2018 шествия по пешеходному участку улицы... оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17.12.2018 решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01.11.2018 отменено, по делу вынесено новое решение, которым признано незаконным бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар", выразившееся в отклонении предложенных административным истцом и третьими лицами маршрутов шествия без предложения альтернативного маршрута его проведения в ответе N01/1-12/155 от 29.09.2018 на уведомление о проведении публичного мероприятия от 28.09.2018, а также решение администрации МО ГО "Сыктывкар" N01/1-12/155 от 29.09.2018 о несогласовании маршрута публичного мероприятия по уведомлению от 28.09.2018: по пешеходной части улицы... от перекрестка с улицей.., до перекрестка с улицей...
Разрешая требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств нарушения прав административного истца действиями должностных лиц суду не представлено, при рассмотрении дела судом не установлено, само по себе прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении административного истца Слюсарева В.С. за отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, отмена судебного решения и признание отказа в согласовании шествия не являются основаниями для признания действий сотрудников УМВД России по г.Сыктывкару незаконными.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права при правильной и всесторонней оценке обстоятельств дела с надлежащим применением правил доказывания обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 10 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Из положений статей 12, 13 Федерального закона от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции" следует, что на полицию возлагается объем обязанностей, в том числе, прибывать незамедлительно на место совершения административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.
Для выполнения возложенных обязанностей полиции предоставлено право патрулировать населенные пункты и общественные места, требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание.
В силу статьи 27.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" лицо может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьями 5.38 и 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если без применения указанных мер невозможно выявление совершенного административного правонарушения, установление личности нарушителя, правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение принятого по его результатам постановления. Согласно части 2 статьи 27.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок во всех случаях, в том числе при одновременном доставлении нескольких лиц.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Системный анализ вышеизложенного законодательства, материалы дела свидетельствует о том, что в соответствии с наделенными полномочиями, для пресечения совершения административного правонарушения и невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте, 11.10.2018 в 17.06 час. сотрудники полиции осуществили доставление административного истца в УМВД России по г.Сыктывкару, где он находился до окончания составления протокола об административном правонарушении, при этом, административное задержание к указанному лицу не применялось. В дальнейшем, после составления протокола об административном правонарушении Слюсарев В.С. был отпущен. Сведения о доставлении Слюсарева В.С. в УМВД России по г.Сыктывкару в 17 часов 06 минут отражены на второй странице протокола об административном правонарушении СР N521331.
Таким образом, оспариваемые Слюсаревым В.С. действия сотрудников полиции, выразившиеся в доставлении указанного лица в УМВД России по г.Сыктывкару, совершены сотрудниками полиции в рамках предоставленных им полномочий, при наличии к тому оснований, полностью соответствовали требованиям приведенного выше законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушили.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 11.10.2018 административный истец был подвергнут административному задержанию судебной коллегией отклоняются, поскольку нахождение Слюсарева В.С. в отделе полиции в течение непродолжительного периода времени сопряжено лишь со временем, затраченным для составления протокола об административном правонарушении на бумажном носителе и последующее ознакомление с указанным протоколом самого административного истца. Невозможность составления протокола об административном правонарушении было обусловлено отсутствием уполномоченного лица составлять протоколы об административном правонарушении на месте обнаружения административного правонарушения.
Не принимаются во внимание судебной коллегией доводы апелляционной жалобы о нарушении пункта 1 статьи 5 и статьи 11 Конвенция о защите прав человека и основных свобод по мотиву отсутствия каких-либо оснований к подозрению и последующему преследованию административного истца за организацию и проведение согласованного публичного мероприятия - шествия, носившего исключительно мирный характер, поскольку шествие на дату 11.10.2018 согласовано не было. В данном случае, сама по себе отмена судебных актов о прекращении производства по делу об административном правонарушении и о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела не имеет. В то же время судом установлено и подтверждается материалами дела, что со своей стороны сотрудники полиции во исполнение своих должностных обязанностей, в силу приведенных выше норм права, были обязаны при обнаружении признаков административного правонарушения, принять меры к его пресечению, и вправе были применить такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление с целью составления протокола об административном правонарушении, поскольку его составление на месте обнаружения административного правонарушения, не представлялось возможным.
Судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
При таком положении судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Слюсарева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.