Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Голикова А.А.,
судей Колесниковой Д.А, Пристром И.Г,
при секретаре судебного заседания Мельниковой А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 сентября 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия на решение и дополнительное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2019 года и от 11 июня 2019, которыми
административный иск Местной православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации "Сыктывкарская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия о признании приказов незаконными удовлетворен частично.
Признаны незаконными приказы Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен" от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен""; пункт 1, подпункт 2.1 пункта 2 приказа Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Исковые требования Местной православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации "Сыктывкарская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия о признании незаконными подпункта 2.2 пункта 2, пункта 4, 5 приказа Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Колесниковой Д.А, объяснения представителя административного истца местной православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации "Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" Мишкиной И.П, настоятеля Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации "Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" Карпунь И.В, представителей административного ответчика Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия Юговой Л.И. и Андреевой М.Л, представителя заинтересованного лица ООО Бизнес-центр "Восточный" Попова И.И, судебная коллегия по административным делам
установила:
местная православная религиозная организация прихода Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации "Сыктывкарская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" подала в Сыктывкарский городской суд Республики Коми административное исковое заявление к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия, с учетом последующего изменения исковых требований, о признании незаконными приказов от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен""; от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен""; пунктов 1, 2, 4, 5 приказа Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые приказы вынесены Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения, за пределами полномочий административного ответчика.
Определением суда первой инстанции к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "БЦ "Восточный", Военный комиссариат Республики Коми, начальник Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия, администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар", эксперт Титова Г.В.
Представители Местной православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации "Сыктывкарская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" Карпунь И.В, Мишкина И.П. в судебном заседании поддержали заявленные требования административного иска.
Представители Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия - начальник Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия Андреева М.Л, Югова Л.И. возражали удовлетворению административного иска, основанного, по их мнению, на неверном токовании норм права.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Республики Коми Петков С.Ю, представитель заинтересованного лица ООО "БЦ "Восточный" Попов И.И. поддержали сторону административного истца.
Представитель заинтересованного лица администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар", эксперт Титова Г.В. в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимали, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
По итогам рассмотрения дела судом первой инстанции постановлены решение и дополнительное решение, резолютивные части которых приведены выше.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика не согласен с решением суда первой инстанции и просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, не исследованием в полном объеме доводов, изложенных по существу спора. Полагает, что Управление в рамках переданных Российской Федерацией полномочий в отношении объектов культурного наследия федерального значения обладает полномочиями по утверждению предмета охраны, границ территории объекта культурного наследия и охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения.
При рассмотрении административного дела по апелляционной жалобе в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия Югова Л.И. и Андреева М.Л. доводы жалобы поддержали в полном объеме, занимая позицию о том, что спорный объект не является объектом федерального значения.
Представитель административного истца местной православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации "Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" Мишкина И.П. и настоятель Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации "Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" Карпунь И.В. в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица ООО Бизнес-центр "Восточный" Попов ИИ. просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего участия в судебном заседании не обеспечили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Судебная коллегия по административным делам, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений административного истца, заинтересованного лица ООО "Бизнес-центр "Восточный" в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав представителей сторон административного дела и заинтересованного лица, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным. Соответственно, оно должно быть принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия по административным делам находит, что обжалуемое судебное решение указанным требованиям закона соответствует.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ говорится о том, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Памятники истории и культуры в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ относятся к объектам культурного наследия и подразделяются на такие категории историко-культурного значения, как объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено: отнести памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнести к объектам культурного наследия регионального значения.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции установлено, что объект культурного наследия "Церковь Вознесения Господня" принят на государственную охрану постановлением Совета Министров Коми АССР от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "О памятниках истории и культуры Коми АССР", как архитектурный памятник "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г.Сыктывкаре (построено в 1811-1822 годах).
Постановлением Совета Министров Коми АССР от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" создана историко-культурная заповедная территория "Старый Усть-Сысольск" в г.Сыктывкаре.
Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, утвержден представленный Правительством Российской Федерации перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в состав которого входит Историко-культурная заповедная территория "Старый Усть-Сысольск" г.Сыктывкар.
Согласно выписке из реестра федерального имущества "Номер обезличен" от "Дата обезличена" года правообладателем объекта "Церковь Вознесения Господня", расположенного по адресу (местоположение): "Адрес обезличен", - является Российская Федерация на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Согласно паспорту, составленному "Дата обезличена" года Минкультуры и национальной политики Республики Коми, памятник "Церковь вознесения Господня", относится к категории охраны, как федеральная.
Между Минкультуры Республики Коми и местной православной организацией - приход Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Сыктывкара Сыктывкарской и Воркутинской епархии русской православной Церкви "Дата обезличена" года заключен договор "Номер обезличен" о сохранности и использовании недвижимого памятника истории культуры религиозного значения, по условиям которого памятник, имеющий категорию охраны - статус объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Указа Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176, передан Религиозному объединению в безвозмездное пользование на основании Указа Главы Республики Коми N 257 от 23 июня 1995 года.
В последующем "Дата обезличена" года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Госимуществом по Республике Коми и местной православной организацией - приход Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Сыктывкара Сыктывкарской и Воркутинской епархии заключен договор, предмет которого выступала передача Территориальным управлением местной православной церкви в безвозмездное пользование на балансовый счет здания Церкви Вознесения Господня, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", - являющегося объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения "Старый Усть-Сысольск".
Заповедная территория "Старый Усть-Сысольск" на основании Указа Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176 является объектом федерального культурного значения. Памятник "Церковь Вознесения Господня", расположенный по адресу: "Адрес обезличен" - входит в состав объектов историко-культурной заповедной территории "Старый Усть-Сысольск". Указанный памятник был взят в 1971 году и под местную охрану, как культурный объект, а в последующем, в составе заповедной территории "Усть-Сысольск", являющейся объектом федерального культурного значения.
При рассмотрении дела установлено, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" года приказ Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении границ и режима использования территории объектов культурного наследия регионального значения: "Бывшее Кирульское кладбище в г. Сыктывкаре, где захоронен B.C. Волков - организатор морозовской стачки в Орехово-Зуево в 1885 г, героиня гражданской войны Д.Ф. Каликова, борцы за Советскую власть в Коми крае Х.Ф. Кудинов, А.Ф. Забоев, Б.В. Сурконт и другие ( "Адрес обезличен", вокруг церкви Вознесения Господня в районе улиц "Адрес обезличен"); "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), располагающегося по адресу: "Адрес обезличен"", признан недействительным.
В названном решении суд указал, что Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия при утверждении границ и режима использования территории объектов культурного наследия регионального значения: "Бывшее Кирульское кладбище в г. Сыктывкаре, где захоронен B.C. Волков - организатор морозовской стачки в Орехово-Зуево в 1885 г, героиня гражданской войны Д.Ф. Каликова, борцы за Советскую власть в Коми крае Х.Ф. Кудинов, А.Ф. Забоев, Б.В. Сурконт и другие (г "Адрес обезличен", вокруг церкви Вознесения Господня в районе улиц "Адрес обезличен"); "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), располагающегося по адресу: "Адрес обезличен"" приказом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" не был соблюден порядок определения этих границ, предусмотренный действующим законодательством, границы территории объектов культурного наследия регионального значения фактически определены произвольно, без проведения надлежащего историко-культурного исследования.
При этом суд исходил из того, что достоверное установление границ территории объектов культурного наследия регионального значения, на которых установлен особый режим землепользования, имеет существенное значение для прав и обязанностей лиц, являющихся собственниками и законными владельцами земельных участков, входящих в указанную территорию, расположенных на данных земельных участках объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен без соблюдения требований закона и нарушает права и законные интересы административного истца и заинтересованных лиц.
Кроме того, правомерность определения в последующем Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия статуса в выносимых Приказах объекта культурного наследия - Памятника "Церковь Вознесения Господня" как объекта культурного наследия "регионального значения", являлось предметом проверки решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" года, оставленного без изменения судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Коми от "Дата обезличена" года, из содержания которых следует, что Управление необоснованно и формально определило статус объекта культурного наследия - "Церковь Вознесения Господня" как региональный, при том, что такое произвольное определение статуса объекта лишило его государственной защиты, как объекта федерального культурного значения, при установлении такого статуса.
Указанные обстоятельства в соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Несмотря на указанные выводы судов, Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия приняты следующие оспариваемые приказы в отношении объекта культурного наследия "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище" в г.Сыктывкаре (построено в 1811-1822 годах)", уточненное наименование - "Церковь Вознесения Господня") как объекта "регионального значения".
Приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен"" в целях сохранения объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен", -постановлено согласиться с выводами акта государственной экспертизы историко-культурной экспертизы от "Дата обезличена" года, подготовленного аттестованного Министерством культуры Российской Федерации экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы Титовой Г.В, определившего характеристики объекта культурного наследия "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; основываясь на выводах акта экспертизы утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; отделу по охране объектов культурного наследия поручено обеспечить внесение сведений, содержащихся в приказе в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Также приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен"" в целях сохранения объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен" - постановлено согласиться с выводами акта государственной экспертизы историко-культурной экспертизы от "Дата обезличена" года, подготовленного аттестованного Министерством культуры Российской Федерации экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы Титовой Г.В, определившего характеристики объекта культурного наследия "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; основываясь на выводах акта экспертизы утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; отделу по охране объектов культурного наследия поручено обеспечить внесение сведений, содержащихся в приказе в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Кроме того, приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г..Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г..Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня", расположенного по адресу: "Адрес обезличен", - включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (п. 1); отделу по охране объектов культурного наследия поручено направить копию приказа с утвержденным охранным обязательством собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, а так же в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ ограничений (обременений) праву в ЕГРН в срок не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (пп. 2.1 п. 2), обеспечить размещение приказа на официальном сайте Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия (пп. 2.2 п. 2); признан утратившим силу приказ Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г..Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (п. 3); контроль за исполнением приказа оставлен за начальником Управления (п. 4); вступление приказа в силу определено со дня его подписания (п. 5).
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, предусматривающей порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, предусмотрено, что изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения отнесено к компетенции федерального органа охраны объектов культурного наследия осуществляемого по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится указанный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия регионального значения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что объект культурного наследия "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), расположенный по адресу: "Адрес обезличен", - входит в состав объектов историко-культурной заповедной территории "Старый Усть-Сысольск" федерального значения, при этом не представлено доказательств изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, в связи с чем, Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия не имело полномочий по изданию в отношении указанного объекта оспариваемых приказов в части утверждения границ и режима использования территории, утверждения предмета охраны, охранного обязательства в отношении указанного объекта культурного наследия. В то же время Управление Республики Коми вправе было признать утратившим силу приказ Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня").
Вынося дополнительное решение, суд, установив, что поскольку Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия приказом от "Дата обезличена" года N... в неоспариваемой части (пункт 3) признало утратившим силу приказ Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года N... "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня"), пришел к выводу о том, что оно вправе в неоспариваемой части приказа обеспечить размещение приказа на официальном сайте Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия (пп. 2.2 п. 2); контроль за исполнением приказа оставить за начальником Управления (п. 4); вступление приказа в силу определить со дня его подписания (п. 5), в связи с чем, в данной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их основанными на правильно определенных фактических обстоятельствах дела, имеющих значение для его полного и всестороннего рассмотрения, мотивированными, соответствующими закону.
Вышеприведенные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда по существу административного спора и не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований к отмене решения, поскольку оспариваемые Приказы Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от "Дата обезличена" года "Номер обезличен", "Номер обезличен" и "Номер обезличен" вынесены в отношении объекта культурного наследия "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" (уточненное наименование "Церковь Вознесения Господня") как объекта "регионального значения", к которому указанный объект не относится с учетом позиции вступивших в законную силу судебных актов.
Не опровергает правильных выводов суда и ссылка административного ответчика на результаты проведенной экспертом Титовой Г.В. историко-культурной экспертизы, выводы которой приняты и положены в основу оспариваемых приказов.
Вопросы, касающиеся государственной историко-культурной экспертизы, урегулированы содержащимися в специальной главе V Федерального закона N73-ФЗ нормами, устанавливающими цели, принципы и объекты проведения названной экспертизы, требования к заключению экспертизы.
Так, государственная историко-культурная экспертиза проводится, в том числе с целью обоснования включения объекта культурного наследия в реестр и определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, что отражается в ее заключении, оформляемом в виде акта (статья 28, пункт 1 статьи 32 названного закона).
Как следует из акта государственной историко-культурной экспертизы ее целью являлось определение обоснованности или необснованности изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г.Сыктывкаре", в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ.
Между тем, с учетом выводов, содержащихся в вступивших в законную силу судебных актов, преюдициальная связь которых обусловлена свойством обязательности, как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами, судебная коллегия приходит к тому, что экспертом Титовой Г.В. при исследовании не приняты во внимание обстоятельства об объекте культурного наследия, при которых определение его категории историко-культурного значения в качестве регионального признано судебными инстанциями недействительным, а потому исследуемый в акте вопрос о обоснованности изменения категории регионального значения на иную категорию не имело какого-либо смысла.
Более того, своими решениями суды различных инстанций установили, что Управление необоснованно и формально определило статус объекта культурного наследия - "Церковь Вознесения Господня" как региональный, при том, что такое произвольное определение статуса объекта лишило его государственной защиты, как объекта федерального культурного значения, при установлении такого статуса, что означает необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы с целью определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия. что в рассматриваемом случае предметом исследования не являлось.
Согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года N569, в заключении экспертизы указывается однозначный вывод об обоснованности или необоснованности определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, подразделяемых на федерального, регионального и местного значения.
Однако в акте экспертизы эксперт с учетом иной цели исследования, отражает вывод о необоснованности изменения категории объекта культурного наследия регионального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
При том, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми "Дата обезличена" года, приказ "Номер обезличен" от "Дата обезличена" года Министерства культуры Российской Федерации "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшее церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре" 1811-1822 годы, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", - в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации признан недействительным.
Кроме того, определяя границы территории объекта культурного наследия, эксперт в своем акте принимает во внимание и исходит из установленных ранее утвержденных проектом границ территории объекта культурного наследия "Бывшее Кирульское кладбище и церковь Вознесения Господня", разработанного ООО "Земля", тогда как названный проект согласно приведенным выше судебным постановлениям, на что верно обращено внимание представителя заинтересованного лица, подвержен судебной критике, подготовлен с нарушением порядка определения границ, предусмотренный действующим законодательством, при котором границы территории определены производно, без проведения надлежащего историко-культурного исследования.
Иная оценка административным ответчиком приведенных выше доказательств не является основанием для неприменения вступивших в законную силу судебных постановлений.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем, оснований для отмены решения суда и дополнительного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2019 года и дополнительное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.